Истинно могучий побеждает самого себя

Биография Дана Докерти

docherty.jpgДо встречи с Даном Докерти я занимался тайцзи 10 лет, а 10 лет до того  -  дзюдо и китайскими стилями жесткого кунфу. У меня, конечно, был некоторый опыт, который я мог передать своим ученикам, но в этом опыте было слишком много пробелов: я понимал принципы тайцзи, но в этих знаниях не было системы, которая позволила бы применить их на практике. Тренировка тайцзи шла на пользу жесткому стилю, но тренировка жесткого стиля всегда ухудшала тайцзи; как можно достигнуть силы и в то же время сохранять расслабленность, или найти компромисс между жесткой стойкой и подвижным шагом?

 

Я узнал о Чэн Тиньхуне (Cheng Tin-hung) в середине 1970х. Чэн доказал боевую эффективность тайцзи  в жестко конкурентном мире воинских искусств Гонконга и заслужил репутацию бескомпромиссного бойца и единственного человека, способного научить эффективному бою с использованием тайцзи, и регулярно подтверждавшего это успешными выступлениями своих учеников в состязаниях с полным контактом.

 

В конце 1980-х я узнал, что лучший ученик Чэна и чемпион Юго-Восточной Азии в поединке с полным контактом в 1980 году Дан Докерти преподает в Лондоне. К этому  времени Дан уже заслужил репутацию полемической фигуры за свое категоричное отрицание многих, достаточно нелепых положений тайцзи, до того не подвергавшихся сомнению. Например, нонсенс, что 10 лет одной только тренировки кулачной формы обеспечит боевой навык, абсурдность создаваемой ци «пустой силы» (удар без физического контакта), богоподобное почитание, оказываемое Чэну Маньчину (Cheng Man-ching) его западными учениками. Заинтригованный, я встретился с Даном в 1998 году и приобрел настоящее тайцзи и друга.

 

Дружба позволяет мне писать об этом человеке. До тайцзи Дан занимался каратэ у странствующего учителя Наньбу (Nanbu). В 1974 году Дан аттестовался на черный пояс. До этого он знал о тайцзи как о мягкой оздоровительной гимнастике. После получения диплома юриста Дан в 1975 году решает поехать в Гонконг, официально как полицейский инспектор, но на самом деле для изучения загадки тайцзи. Вскоре после приезда он знакомится с Чэном Тиньхуном, который становится его единственным учителем, а тайцзи - единственным искусством. Дан проводит девять лет в полиции Гонконга с широкими возможностями опробовать свое искусство в рамках служебных обязанностей, в том числе работая в отделе расследования уголовных преступлений.

 

Вернувшись в Англию в 1984 году, Дан продолжает изучение китайского языка в университете и профессионально преподает тайцзи. В последующие годы он становится самым успешным в Европе учителем тайцзи, подготовившем большое количество специалистов по тайцзи в разных странах.. Кроме того, Дан является учредителем и бывшим членом правления Союза тайцзи Великобритании, инструктором британской команды тайцзи, устроителем соревнований в Британском совете по китайским единоборствам и ведущим раздела в журнале «Комбэт» (Combat).

 

Все это составляет публичный образ Дана Докерти, а как же выглядит его другая сторона? Образ  спорщика - это только внешнее, на самом деле Дан - человек высокого уровня культуры. Его полемический и агрессивный имидж заслоняет культурный дух. В одном из очерков он описывает своих лучших учеников как людей эпохи Возрождения. Этот идеал полутысячелетней давности требует от человека развития как физических, так и интеллектуальных способностей. Эта книга являет собой плод такого устремления. Дан говорит на кантонском и мандаринском диалектах и читает на китайском, поэтому все содержащиеся в книге переводы классиков тайцзи сделаны им лично. Кроме того, его перу принадлежат переводы философских трактатов и поэзии. Он переводил также философские тексты (Доктрина срединного пути, The Doctrine of the Mean) и поэзию.

 

Читатели его рубрики в журнале «Комбэт» заметят ссылки на европейских писателей, особенно на писателей с утонченным юмором, таких как Оскар Уайлд, восхищение ими сделало работы Дана более отточенными, он владеет пером с такой же хирургической точностью, как и мечом.

При такой сложности личности Дана может быть нелегко понять личную преданность многих его учеников. И Дан отвечает им верностью в соответствии с китайской концепцией И (добродетели). Она требует, чтобы учитель отплатил за формальную верность своих учеников полным и открытым обучением. Это то, что делает Дан; ученики его системы практического тайцзи познают секреты, которые обещают, но редко раскрывают другие.

 

Обучение у Дана не просто заполнило пробелы в моем собственном тайцзи. Исключительность этой системы состоит в том, что она достаточно сильна, чтобы вобрать в себя навыки и знания, которые у меня уже были, мне не нужно было отказываться от них. Тайцзи  улучшило то, что я уже умел делать.

 

Тайцзицюань Дана эффективен потому, что является полной и целостной системой, и это отличает его от многих школ тайцзи, преподаваемых на Западе. Система включает Кулачную Форму, Туй Шоу на месте и в движении, технику самообороны Сань Шоу, Оружие тайцзи и сердце системы  - 24 упражнения Инь и Ян Нэй Гун или Внутреннюю Работу. Эта система привлекает приверженцев, потому что работает - и работает быстро.

 

Главной направленностью преподавания Дана всегда была интеграция теории и практики. Он делает реальными принципы тайцзи, которые  изложены у классиков тайцзи. Все китайские стили боевых искусств используют поэзию и прозу с поэтическим резонансом, чтобы помочь ученикам запомнить их теоретические и практические принципы. Образный язык служит двум целям: стимулировать понимание ученика и скрыть настоящее значение от посторонних. Поэтому для образования связи между теорией и методами практической тренировки необходимо индивидуальное обучение.

 

Классические книги по тайцзи - наилучшие из таких работ, но именно их слава часто затуманивает их значение. Проблемой большинства других переводов является неясность - они просто пересказывают текст и не объясняют значения, и не показывают связи между теорией и практикой.

Способ объяснения, который Дан использует в этой книге (книга Д. Докерти «Мгновенное дао»), очень прост - это иллюстрации. Как это ни удивительно эта книга - единственное существующее иллюстрированное руководство по классическим трактатам тайцзи. Его уникальность заключается в том, чтобы не только рассказать, что, но и с помощью фотографий и рисунков показать, как. В своей книге Дан сначала объясняет значение, а затем показывает, как это применить на практике. Хорошим примером является принцип «ведение оппонента в пустоту». Другие комментарии просто объясняют это как общее философское устремление - нечто, что практикующему тайцзи следует пытаться делать. Дан, в противоположность этому, показывает, что пустота  -  это реальный разрыв в структурной механике тела противника, а затем он показывает, как вы можете использовать это.

 

Дан Докерти связывает практическое применение с его философским контекстом, показывая практику как прагматическое применение философских и духовных принципов даосизма  -  от теории инь-ян до методов взращивания энергии. Ведущим принципом Дана в преподавании тайцзи является «тайцзи для всех». Этот принцип означает открытость и целостность искусства и человека.

Предисловие к книге Дана Докерти «Мгновенное дао»,

 

Алан Питфилд, преподаватель греческой археологии (университет, Дублин. Апрель 1995)

29.01.2008

Вернуться


«Не думай, чувствуй! Это как палец, указывающий на луну. Не концентрируйся на пальце или ты пропустишь эту божественную красоту»
Б.Ли