Чжан Саньфэн - человек-легенда у истоков ТайцзицюаньЧжан Саньфэн был из местечка, которое сейчас называется Ляоян, что в провинции Лянин на северо-востоке Китая. Имя имел Цюаньи, другое имя – Цзюньши, Саньфэн было его прозвищем. Чжана описывают как человека с необычной внешностью и неопрятного, что и принесло ему прозвище «Лата», что значит «Неряшливый».
«Высокий и крупный, с обликом черепахи и спиной журавля, с большими ушами и круглыми глазами, усы были подобны секире - цзи. И в жару и стужу носил лишь накидку из травы или сутану, мог съедать целый шэн или даже доу риса, мог есть несколько дней, а мог не есть несколько месяцев. Читая книги пробегал глазами – и уже не забывал, путешествовал нигде не задерживаясь, как облако за день проходит тысячу ли. Любил шутить и смеяться, нисколько не считаясь ни с кем…»
Из «Истории династии Мин», раздел «Жизнеописания магов»
Достоверно узнать в какое время он жил невозможно, в работе историка Хуана Цзунси «Надпись на могиле Ван Чжэннаня» указывается время конца династии Сун (960 – 1279), в «Истории династии Мин», в разделе «Жизнеописания магов» упоминаются события, происходящие во времена начала династии Мин (1368 – 1644 г.).
Ван Шиухон в своем труде «О культе Чжан Саньфэна» приходит к выводу, что Чжан жил в период правления династии Мин между Ень Юем (1314-1320 г.) и семнадцатым годом правления Юн Ло (1419 г.). Вон и другие исследователи проанализировали дату 1247 г., которые некоторые историки считают датой его рождения и высказали предположение, что это более ранняя дата, возможно, появилась в результате путаницы, связанной с установлением личности отца Чжана.
Истоки имени Чжан Саньфэна
Есть несколько версий происхождения прозвища «Саньфэн». Одна версия предполагает, что иероглифы «Саньфэн» происходят из символов восьми триграмм. Триграмма «цянь» изображается тремя сплошными горизонтальными линиями, как и иероглиф «сань», соответствует ян, небу, солнцу, жесткому. Триграмма «кунь» изображается тремя разрывными горизонтальными линиями, словно иероглиф «фэн», соответствует инь, земле, луне, мягкому. Таким образом, имя «Саньфэн» сочетает воедино небо и землю, солнце и луну, инь и ян, жесткое и мягкое. Другая версия утверждает, что первоучитель жил в храме Цзиньтайгуань, что в Баоцзи, там было выделявшихся собою три горных пика – отсюда и прозвище «Саньфэн» («Три горных пика», иероглиф, обозначающий слово «сань» в его имени, переводится как «три»). Есть еще версия, что он скрывался от мира в зале Чжэньцзюньдянь, что на горе Цзюгушань, который находился перед трехглавой вершиной, и причиной для прозвища «Саньфэн» были именно эти три пика. Поэтому часто имя «Саньфэн» пишется через другой иероглиф «фэн», означающий, «горный пик».
Также, в большинстве книг иероглиф «фэн» в имени Чжана означает «множество», тогда получается перевод его имени «Чжан Трех Множеств». Что может соответствовать (особенно если принять, что Чжан был даосским магом) понятию трех сокровищ в даосских практиках — Ци (энергия), Цзин (семя) и Шэнь (дух).
Еще «фэн» — название 55-й гексаграммы в «Книге перемен». В полной форме иероглиф «фэн» имел первоначальное значение: «ритуальный сосуд для принесения зерна в жертву». А в Храме золотого шатра в Бао Цзи было три сосуда «фэн» для ритуальных жертвоприношений богам.
Документальные упоминания о Чжан Саньфэне и его причастности к созданию тайцзицюань
В 1431 году Чжан упоминается Жэнь Цзиюанем в его труде «Тай Юэ Тай Хэ Шань Чжи» («Анналы высшей встречи высшей гармонии горы (Удан))». Где он дает инструкции пятерым ученикам на горе Удан во время правления Хун У (1368 – 1398). Это самое раннее письменное упоминание о Чане, которое удалось найти. Ни одно из пяти имен, перечисленное Жэнем, не соответствует именам, упоминаемым в истории линии тайцзицюань или нейцзяцюань, но это не обязательно важно, так как в течение жизни у учителя могли быть сотни и даже тысячи учеников.
Ван Силин (1664-1724г.) написал ряд работ, посвященных Чжан Саньфэну, одна из которых называется «Саньфэн Цзи Ши Цюань Цзи Сюй» («Полные записи основателя Саньфэна»). Термин «Цзу Ши» означает «основатель», и именно так Чжан называется в мантре, которую преподают ученикам тайцзицюань после Бай Ши (ритуального посвящения). Ван принадлежал к даосской секте Мэнь, или секте Чжан Саньфэна, а ученики, прошедшие Бай Ши, назывались Мэнь Жэнь. Ван заявляет, что встречался с Чжаном и получал от него наставления, но это невозможно, судя по хронологии. Больше похоже на то, что Ван вызывал дух Чжана с помощью «Фу Ци», или магической дощечки.
Исследователь и мистик Ван Шичжэнь (1634-1711 г.) в своих «Полных записях Саньфэна» сообщает, что Чжан практиковал нейцзяцюань, тем самым подтверждая надпись, сделанную Хуан Цзунси на надгробии Ван Чжэннаня. «Полные записи» содержат стихотворные произведения, приписываемые Чжану. В них Инь и Ян рассматриваются в контексте сексуальной физиологической магии и связываются с концепцией «дерева без корней» (У Гэнь Шу). У Чжана была репутация человека, обладавшего магической силой, но трудно достоверно установить к какой ветви даосизма он принадлежал, участвовал ли в изгнании духов, писал ли на магических дощечках, произносил ли заклинания, был ли вовлечен в даосскую сексуальную практику и боевые искусства?
В своем «Сборнике работ по тайцзицюань» Чэн Винквон (дядя и учитель Чэн Тинхуна) называет Чжан Саньфэна и основателем комплекса Сянь Цзя Бадуаньцзин («Восемь кусков парчи бессмертной семьи»), и основателем тайцзицюань. Бадуаньцзин и другие даосские оздоровительные упражнения практиковались в Китае в течение более чем 2000 лет. Один из комплексов упражнений является специфически сексуальным по природе, что соответствует высказанным в ряде работ, что Чжан Саньфэн был мастером в области физиологической магии.
Писавший в XVII веке Цян Шаошу говорит, что Чжан Саньфэн вместе с художником Чуан Гунваном в 30-х годах XIV века был членом даосской секты Цюань Чжень («Полная Истина»). Заглавия по крайней мере двух трактатов секты включают в себя выражение «Бао И», или «Воспринимая единое». Это название одного из 24 упражнений тайцзицюань нейгун, равно как и цитата из «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы: «Мудрость воспринимает целое». Значение «Бао И» в данном контексте — «охватить целое в единстве».
Гора Удан — дом истинного воина — легендарного императора Чжэня У. Само название «Удан» означает «Будь воином», и монахи Удан славятся тем, что долго сохраняют способность заниматься боевыми искусствами. Форма, в которой тайцзицюань практикуется на горе, мало походит на систему Ян, хотя некоторые стойки в цигун Удан называются так же, как и в тайцзицюань, например, «Белый журавль раскрывает крыльями», «Орел расправляет крылья». Как утверждает У Тунань, посетивший оба этих места, по традиции, возникшей с тех пор, когда Чжан Саньфэн там жил, тайцзицюань также практикуется в «Храме золотого шатра» в Бао Цзи и в «Храме белого облака» в Пекине.
Согласно «Биографии Чжан Саньфэна», приписываемой Лу Сисину (умер в 1601 г.), Чжан учился у учителя Хо Луна (Огненного Дракона), который в свою очередь был учеником знаменитого Чэнь Чжуаня. Последнему приписывается изобретение диаграммы Тай Цзи, на основе которой Чжоу Дуньи разработал свое «Объяснение диаграммы Тайцзи» («Тай Цзи Ту Шуо»). Даты, однако, не совпадают, хотя и возможно, что Хо Лун был вовлечен в учение Чэнь Чжуаня. Возможно, он был членом секты диаграммы Тай Цзи и передал свои знания Чжан Саньфэну.
Чжан Саньфэн, связи с императорским двором
Мудрецы всегда ценились в Китае, их часто приглашали на службу к императору в качестве советников. Чжан Саньфэн не исключение. В 1372 году император Тай-цзу послал экспедицию на поиски Чжана. В 1407 году император Чэнь-цзу отправил экспедицию под предводительством Верховного комиссара Ху Ина, которая искала Чжана в течение 9 лет. В 1419—1423 годах он послал другую экспедицию на поиски неуловимого мудреца. Посланцы отправлялись и позже, но без результатов. Чэнь-цзу также построил в честь Чжана «Дворец для встречи бессмертного Чжана». Надпись, вырезанная на каменной мемориальной доске в Храме золотого шатра в Бао Цзи, построенного императором в честь Чжана, гласит, что строительство началось в 1434 году, и было завершено в 1446 году. В 1459 году император Ин Цзун рескриптом пожаловал Чжану звание «истинного мужа, постигшего трансформации тайного и явного».
«Император Тай-цзу, услышав про него, на 24-й год правления под девизом «Хунъу» ( 1328 – 1398 год) отправил экспедицию на его поиски, но они окончились неудачей. В годы правления под девизом «Юнлэ» (1403-1424 гг.) император Чэн-цзу отправил на его поиски Ху Ина вместе с Чжу Сяном из внутренней свиты, дав им богатые дары для вручения, они исходили все края и закоулки, искали несколько лет, но так и не встретили… На третий год правления под девизом «Тяньшунь» (1459 год) император Ин-цзун рескриптом пожаловал ему звание «истинного мужа, постигшего трансформации тайного и явного», как он умер – никто не знает»
Из «Истории династии Мин», раздел «Жизнеописания магов»
Но в надписи, сделанной Хуан Цзунси на могиле Ван Чжэннаня (мастер нейцзяцюань) в 1669 году, предполагаемое время жизни Чжана не совпадает с датами указанными в других источниках:
«Истоки (нейцзя) идут главным образом от Чжан Саньфэна. Саньфэн был даосом горы Удан. Император Хуй-цзун (1101—25 гг. н.э.) послал за ним, но, хотя он и приехал, ему не удалось увидеть императора.»
Либо было два человека по имени Чжан Саньфэн, либо Хуан ошибся, так как существует слишком много свидетельств того, что знаменитый Чжан Саньфэн жил в конце XIV— начале XV века, но никак не в XII веке.
Выводы
Возможно, был не один человек по имени Чжан Саньфэн. Но на основании доступных свидетельств, скорее всего, был один Чжан Саньфэн, который в середине XIV века снискал себе славу как даос. Похоже, что более ранние даты появились вследствие небрежности, путаницы его с другими людьми или из-за стремления придать ему больший вес, представив его более древним мудрецом.
Гора Удан была связана с даосами, начиная, по меньшей мере, со II столетия до н. э., а даосы горы Удан всегда занимались боевыми искусствами.
Письменные источники и реликвии горы свидетельствуют, что Чжан Саньфэн был частью этих преданий. Документальные свидетельства подтверждают, что традиция боевых искусств продолжалась в храме вплоть до Культурной революции и монахи практиковали тайцзицюань основанный Чжан Саньфэном.
Это подтверждает, что Чжан принял участие в создании искусства, которое сегодня называется тайцзицюань. Оно включает элементы даосизма, в том числе психологическую практику, ритуальное посвящение, устную традицию, даосскую терминологию, а также теоретическую и символическую составляющую, в большой степени, если не полностью, заимствованную из даосизма.
Все эти элементы существуют в тайцзицюань и существовали во время расцвета славы Чжан Саньфэна. В итоге устная традиция, передаваемая от учителя к ученику, говорит, что основателем был Чжан. Именно поэтому ритуальное посвящение Бай Ши в тайцзицюань проводится перед его портретом.
Для написания статьи использовалась следующая литература:
Докерти Д. «Все о Тайцзицюань» - Москва, 2002 г.
Маслов А.А. "Танцующий феникс. Тайны внутренних школ ушу" - издательство "Феникс" - 2003 г.
У Тунань "Тайцзицюань. Научно изложенное национальное боевое искусство" (серия: переводы Станислава Березнюка) - Харьков, 2007 г.
Титов Антон, президент федерации, инструктор тайцзицюань и цигун
|