«Три сокровища» цигун (часть ІІ)Если эмоции урегулированы, то и органы выполняют свои функции как положено, дыхание-ци и кровь находятся в состоянии гармонии, и, следовательно, организм здоров. Если же эмоциональные проявления хаотичны, дух подавлен, тогда и дышит человек неправильно, теряется гармония между субстанциями инь и ян, дыханием-ци и кровью, а внутренние органы перестают должным образом выполнять свои функции. Уменьшается иммунная сила организма. Потому необходимо больше внимания уделять контролю над эмоциями, пока здоров, стабилизировать свое состояние, контролировать мыслительный процесс, не отдаваться безрассудным устремлениям и бесплодным мечтаниям. Следует внутри контролировать дух-шэнь и семя-цзин — два основных проявления психической деятельности. Верно говорится в главе «Рассуждение о небесной истине высокой древности» трактата «Су-вэнь»: «Спокойствие и бесстрастие в пустоте небытия, и истинное дыхание-ци подчиняется этому состоянию. Если внутри контролируешь семя-цзин и дух-шэнь, то откуда же возьмется болезнь?».
Ли Чжунъюй, «Основы науки цигун»
Каким же образом достигаются столь прекрасные эффекты? Рассмотрим эффекты цигун с точки зрения современной науки и медицины.
Эффекты цигун при регулировании тела
Статический цигун
Столбовая работа – основа статического цигун. Обеспечивает мягкое сглаживание шейного и поясничного изгибов позвоночника во время выполнения столбовой позиции, центрирование оси тела. Это снимает нагрузку с околопозвоночных мышц и укрепляет общий мышечный корсет спины, что позволяет справляться со сколиозом начальных степеней, приостанавливать остеохондроз на ранних стадиях и уменьшать число осложнений и обострений на поздних стадиях. Выравнивание осанки положительно сказывается на положении и кровоснабжении внутренних органов. Кроме того, статический цигун связан с микродвижениями в ритме дыхания, что развивает проприорецептивную чувствительность тела (чувство позы, степени сгибания в суставах, тонуса мышц, степень расслабления и напряжения). Это позволяет человеку замечать малейшие напряжения в теле в течение дня, своевременно расслабляться, не доводя себя до выраженных болей.
Динамический цигун.
Плавные, непрерывно текущие движения цигун и красивы, и полезны. Такой характер движения достигается только при очень хорошем контролировании всего тела в целом, умении накапливать и распределять внутреннее усилие, держать равновесие, хорошо координировать движения правой и левой половины тела. Эти навыки постепенно развиваются у практикующих динамический цигун. А работа с координацией движений увеличивает количество связей нейронов правого и левого полушарий головного мозга. Это увеличивает способность человека к ассоциативному, образному мышлению, улучшает память, гибкость мышления, развивает творческий потенциал. Плавность движений способствует успокоению ума, способности «отпускать» негативные эмоции и пребывать «здесь и сейчас» сохраняя гармоничное состояние.
Эффекты цигун при регулировании дыхания
Начинающие в цигун в первую очередь осваивают прямое брюшное дыхание. Его также называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается большое наполнение средних и нижних долей лёгких воздухом, организм хорошо насыщается кислородом, характер дыхания замедленный, что в совокупности определяет седатирующее (успокаивающее) действие на нервную систему.
Далее осваивается обратное брюшное дыхание. При этом типе дыхания вдох осуществляется при сжатой брюшной полости (в момент складывания или скручивания корпуса). Это переключает основное усилие при вдохе на межрёберные мышцы, воздух активно наполняет верхние и средние отделы лёгких. Обратное брюшное дыхание укрепляет межрёберные мышцы и обеспечивает массаж диафрагмы между расширяющейся грудной полостью и сжатой брюшной.
И, наконец, полное дыхание. Это дыхание обеспечивает максимальный объём вдоха и выдоха при медленной скорости вдоха и выдоха, полно и мощно работают и межрёберные мышцы, и диафрагма. Полное дыхание медленное и плавное, поэтому полностью успевает происходить газообмен между кровью в тканях тела и в лёгких. Такое дыхание в сочетании с плавными движениями (мягкой физической нагрузкой) открывает резервные капиллярные русла и улучшает кровообращение во всём организме. Обеспечивает мощный обще-оздоровительный эффект, чувство полноценного отдыха и восстановления после занятий.
На психику полное дыхание действует регулирующее: тонизирует при астении и седатирует при нервно-возбуждённом состоянии.
Эффекты цигун при регулировании сознания
В проявлениях высшей нервной деятельности современная наука изучает такие функции как мышление, память, чувства, эмоции, воля и т.д. Древняя китайская медицина оперировала схожими понятиями, не отделяя их от деятельности всего организма и разъясняя влияние психики на тело и тела на психику. Современная медицина развивает это направление, называя его психосоматикой.
«Психика представляет собой состояние активности изначального духа шэнь и одновременно она — проявление деятельности коры головного мозга. В закрытом состоянии изначальный дух един, но в действии организма выделяется пять его проявлений. Поэтому деятельность коры головного мозга непосредственно связана с физиологическими функциями внутренних органов цзан-фу и всего организма в целом.
Дух-шэнь руководит в организме психической деятельностью, интеллектом, перцепцией, моторикой. В человеческом организме дух-шэнь главным образом распределяется в области головы, и если его достаточно, то организм сильный; если же духа-шэнь мало, то и организм слабеет. Дух-шэнь сохраняется — человек здоров, теряется— человек умирает. Жизнедеятельность организма возможна только при наличии духа-шэнь.
Душа-хунь распределяется в крови, сберегается в печени. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, что следует за движениями духа-шэнь туда и обратно называется душой-хунь». Это значит, что хунь и шэнь — проявления психической деятельности, однако душа-хунь подчиняется духу-шэнь. Когда душа-хунь выходит из-под контроля духа-шэнь, наблюдаются такие явления, как лунатизм, разговоры во сне и пр.
Душа-по также представляет собой один из аспектов психической деятельности человека. Чжан Цзин-юэ говорит: «Благодаря душе-по человек способен двигаться и действовать, в ее функции входит ощущение боли и удовольствия». Так что в диапазон функций души-по попадают такие основные проявления восприятия и движения, как способность ушей слышать, а глаз видеть, способность кожи к осязанию, ощущению боли и раздражения; благодаря душе-по новорожденный способен сосать, плакать, двигать руками и ногами. Способность человеческого организма к восприятию и движению тесно связана с семенем как основной материальной основой организма. Если семени достаточно — тело здорово; если душа-по целостна — восприятие четкое и живое, движения точные. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, что, соединяясь с семенем, выходит наружу и входит внутрь, называется душой-по».
Мысль-воля (и-чжи): термин «и» в данном контексте подразумевает интеллект и память, а чжи, или волевое устремление,— силу, которая сохраняет мысли и опыт. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, посредством чего сердце запоминает, называется мысль-и, а то, посредством чего сохраняется мысль-и, называется воля-чжи». Деятельность интеллекта и воли— специфическая функция человека, она может непрерывно развиваться после рождения индивида. В древности считалось, что эта функция тесно связана с наличием или отсутствием дыхания-ци почек в организме. Поскольку в старости у человека ослабевает дыхание-ци почек, может развиться склероз. Патогенная забывчивость, потеря памяти также связаны с недостаточностью дыхания-ци почек.
Конечно, душа-хунь, душа-по, мысль-и, воля-чжи различаются между собой, и тем не менее вся их деятельность направляется духом-шэнь. Таким образом, дух-шэнь сердца руководит всеми остальными видами психической активности организма, и если нарушается деятельность духа-шэнь, все остальные функции также приходят в беспорядочное состояние. В главе «Большие соблазны» трактата «Лин-шу» читаем: «Если дух-шэнь переутомляется, то рассеиваются души хунь и по, а волевые устремления и мысли приходят в состояние смуты». При занятиях практикой цигун основное внимание уделяется тренировке семени-цзин для трансформации дыхания-ци, а дыхание-ци совершенствуется ради трансформации духа-шэнь; дух-шэнь совершенствуется ради возвращения к изначальной пустоте, в результате чего свет его очищается, а духовная сила (лин) не ослабевает.
Существует семь эмоциональных состояний — радость, раздражение, печаль, задумчивость, горе, страх, тревога. В нормальных условиях они представляют собой реакции организма на раздражения окружающей среды и в этом случае выступают как нормальные психофизиологические явления, которые не приводят к возникновению болезни. Однако, если эмоциональные состояния чрезмерны по силе или слишком длительны, они могут ощутимо влиять на организм и приводить к возникновению болезни. Каждый из пяти органов-цзан связан с одной из пяти эмоций. В главе «Рассуждение о величии соответствия образов субстанциям инь и ян» трактата «Су-вэнь» говорится: «Раздражение разрушает печень, радость — сердце, задумчивость — селезенку, печаль — легкие, страх — почки».Эмоции обычно возникают под воздействием факторов окружающей среды, однако к возникновению аномальных эмоциональных состояний могут приводить также патологические изменения крови и дыхания внутренних органов. Практики цигун направлены на восстановление и развитие нормальных эмоций, являясь, таким образом, мощным средством психотерапевтического воздействия на соматические аспекты деятельности организма.
Ли Чжунъюй, «Основы науки цигун»
Вот вам и психосоматика. Не правда ли, всё новое – хорошо забытое старое?
Как на практике осуществляется регулирование сознания во время занятий цигун?
Работа с мыслеобразом в статическом цигун подразумевает чёткое удержание правильной позиции и характера дыхания. Это развивает волю и повышает общую чувствительность и контроль тела. Удерживание в сознании внутренней картинки происходящего процесса требует сосредоточения, что даёт человеку переключиться с текущих негативных переживаний и забот на «происходящее здесь и сейчас». Это принцип цигун «заменить тысячу мыслей на одну». Удерживание нескольких объектов внимания и погружение всеми помыслами в текущую деятельность переключает сознание человека с замкнутого круга проблем и неразрешимых ситуаций на подвластную ему деятельность. Это создаёт антистрессовый эффект цигун: после тренировки сознание ясное, ощущается душевный подъём и желание действовать в жизни либо чувство покоя и удовлетворённости нынешним днём.
За плавной картинкой движений в динамических комплексах цигун стоит множество требований к начальной позиции, синхронизации дыхания и движения, вектору движения, распределению веса и внутреннему мышечно-сухожильному усилию. «С налёту» сделать не получится. Для лучшего понимания сути движений даётся смысловой образ движения, определяющий красивые названия упражнений – «стрелять из лука», «разведение воды», «сорвать небесное покрывало» и т.д. Практикующий цигун развивает двигательную память как обучающийся езде на велосипеде, фехтованию и вязанию вместе взятые… С каждым новым комплексом появляются новые двигательные навыки, развивается и двигательная память, и ассоциативная, и координация. Продуктивная обучающая деятельность тоже даёт мощный антистрессовый эффект, повышает стабильность психики во всей деятельности человека и вне стен зала для занятий.
Подводя итог, можно сказать, что практик цигун в процессе обучения следует по пути гармонии с собой и окружающим миром, развиваясь физически, интеллектуально и духовно, что дает ему хорошее самочувствие, здоровье и энергичность. Наверное, поэтому цигун движется и развивается сквозь столетия, и остаётся востребованным в техногенном 21-м веке.
При написании статьи использовалась следующая литература:
Ли Чжунъюй, «Основы науки цигун»
Ирина Волнянская, врач общей практики, инструктор цигун и группы обучения массажу |