Яркий свет по вечерам вызывает стресс и депрессиюБόльшую часть своей истории человек вставал с восходом солнца и ложился спать на закате. То есть человеческий глаз воспринимал естественную освещённость, совпадавшую с естественным суточным ритмом. Потом появились огонь и горючее масло, затем — газ и лампа накаливания, следом пришли неон, светящиеся экраны телевизоров и гаджетов. Научно-технический прогресс не мог не сказаться на наших биологических часах: мы стали меньше спать, ложиться не вовремя, а о тех, кто работает в ночную смену, вообще лучше не вспоминать. То, что нарушения циркадного ритма провоцируют различные заболевания, у врачей и биологов давно стало общим местом.
Но дело может быть не только в том, что нарушается суточный ритм. Как выяснили исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США), мы можем ложиться спать как раз вовремя, но яркое освещение, которое сопровождает нас до последнего, само по себе наносит вред. В статье, опубликованной в журнале Nature, авторы описывают изменения в поведении и физиологии мышей, которые вынуждены были жить в буквальном смысле на ярком свету. Учёные не нарушали режим сна и бодрствования животных, но меняли освещённость.
Мыши, которых подвергали такой световой обработке, становились более депрессивными. Они теряли интерес к сахару, выказывали равнодушие к удовольствиям, были неактивны, то есть не интересовались ничем вокруг и не хотели исследовать новые предметы. Кроме того, у животных ухудшалась память, и обучались они дольше, чем другие мыши, которых не держали на ярком свету. По словам учёных, неурочный яркий свет повышал у мышей уровень стрессового гормона кортизола. Когда животным давали антидепрессант прозак, активность восстанавливалась, улучшалась память и появлялся интерес к жизни.
Как полагают исследователи, неурочный яркий свет оказывает депрессивное действие через светочувствительные ганглионарные клетки сетчатки (ipRGC). Считается, что именно благодаря им биологические часы ориентируются во времени суток, отдавая приказ спать с началом темноты и просыпаться с восходом солнца. Таким образом, даже при формально правильном режиме сна неправильная освещённость может плохо влиять на биологические часы и тем самым наносить ущерб здоровью, физическому и психологическому. Мыши, лишённые этих клеток, были невосприимчивы к неадекватному освещению. И точно такие же клетки имеются в сетчатке глаза человека. Словом, есть все основания полагать, что и мы точно так же реагируем на слишком яркий свет в неурочное время. Исследователи считают, что повышенная депрессивность современного городского жителя может быть связана именно с ночным освещением и экранами компьютеров, с которыми мы проводим вечера, а кое-кто и ночи. Видимо, чтобы излишне не травмировать мозг, надо как-то смягчать интенсивность свечения этих устройств. Но чтобы полностью быть уверенным в подобных выводах, следовало бы провести дополнительные эксперименты, и уже не с мышами, а с людьми. |