Период развития цигун до династии Хань (до 206 г. до н.э.) Современные техники цигун и его мощная теоретическая база развивались и продолжают развиваться благодаря огромному опыту, накопленному веками с помощью постоянных наблюдений, проб, анализа эффективности тех или иных техник, для достижения определенного эффекта с помощью цигун в области медицины, боевых искусств, религии и философии.
Возможно, в древности цигун стал известен людям из наблюдения за своим физическим состоянием и поиском различных упражнений, которые позволяли поддерживать здоровье на нужном уровне. Например, было замечено, что если при усталости тела потянуться, зевнуть, закрыть глаза, побыть в спокойствии, то возникнет ощущение душевного покоя и радости. Если ноет поясница и ее помассировать или слегка постучать, то боль ослабевает и проходит. Если в груди ощущается стеснение, можно выдыхать воздух через рот или рукой погладить грудь и живот, и оно исчезает.
Также существуют разновидности цигун, возникшие из древних танцев. Согласно легендам, более четырех тысяч лет назад, в эпоху Тан Яо, в районе центральной, равнины Китая произошло наводнение, продолжавшееся очень долго. Потом только Юй, основатель династии Ся (как считает традиция, в 2205 г. до н. э.), углубил русло и справился с этим стихийным бедствием. Во времена наводнения процветала ци влажности, и люди повсеместно страдали болезнями кожи и суставов. На основе накопленного опыта они выбирали определенные танцевальные движения, чтобы расправить мышцы и укрепить кости, улучшить кровообращение, укрепить здоровье тела.
Из множества упоминаний в исторической литературе, известно, что древние сначала совершали подношения духам и предкам, а затем отправлялись на охоту, где добывали пищу, и собирали урожай. При этом они имели обычай устраивать танцевальное празднество, подражая прыжкам животных и полету птиц. В движениях этих танцев с целью «расчистки каналов» использовали изгибания, осматривания, подпрыгивания, размахивания конечностями, характерные для животных и птиц.
Возможно, так возникли первые ростки цигун. Путем непрерывной практики и поиска постепенно развились методики, пригодные к применению.
Исторические свидетельства и археологические находки, подтверждающие существование и развитие цигун в период до династии Хань.
На бронзовых сосудах периода правления династии Шан (XVI—XI вв. до н. э.) были обнаружены изображения человеческих фигур, выполняющих движения очень похожие на цигун. Возможно, они и стали прототипами современных упражнений. Также в результате археологических раскопок в месте захоронения правителей династии Шан, называемом Иньсюй, было обнаружено 160 тысяч фрагментов черепаховых панцирей и костей животных, испещренных иероглифами. Большинство из этих древних текстов имели религиозное содержание. И хотя среди фрагментов ни разу не упоминалась акупунктура и другие виды медицинского знания, включая цигун, на месте раскопок были обнаружены каменные предметы, вполне подходящие под определение «бяньши», каменных игл для акупунктуры.
Упоминания о цигун в философской, исторической и медицинской литературе этого периода встречается:
- в труде «Дао Дэ Цзин» («Книга о Дао и Добродетели») философа Лао-Цзы упоминаются определенные дыхательные методики;
- в книге «Чжуан-цзы» философа Чжуан-цзы, также упоминается связь между здоровьем и дыханием и некоторые методы упражнений цигун основанные на подражании движениям животных;
- в книге «Ши-цзи» («Исторические записки»);
- в медицинской книге «Нань-цзинь» («Трактат о нарушениях») известного врача Бянь Цяо описывается использование дыхания для улучшения циркуляции ци;
- в медицинской книге «Цзинь гуй яолюэ» («Предписаниях из Золотой Палаты») Чжан Чжунцзина рассмотрено применение техник дыхания и акупунктуры для поддержания нормального движения ци;
- в книге Вэй Бояна под названием «Чжоу и цань тун ци» («Сравнительное изучение чжоуской Книги Перемен») объясняются взаимоотношения людей с силами природы и ци;
- в объемном труде «Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем») подробно рассматриваются принципы акупунктуры, даоинь, массажа;
- в книге Люй Бувэя «Весны и осени Люя» написанной во времена династии Цинь (246—207 гг. до н. э.) упоминается о применении танцев для излечения.
Сегодня исторические документы той эпохи встречаются крайне редко, поэтому трудно получить подробную информацию, в особенности о методиках цигун. Как видно из имеющихся сведений, существовало два основных направления применения цигун. Первое направление представляло собой профилактически-оздоровительный цигун, который применяли в основном конфуцианцы и даосы для поддержания физического здоровья и ясности мышления. Другое направление представляет собой применение цигун для лечебных целей с помощью акупунктурных игл и упражнений для регулирования потока ци для излечения болезней. В тот период развития, практика цигун была практически лишена религиозной окраски и была направлена на следование естественному, природному пути, а также на улучшение и сохранение здоровья.
Для написания статьи использовалась следующая литература: Ма Цзижень, М.М. Богачихин "Цигун: история, теория, практика" - "София". Ян Цзюньмин "Корник китайского цигун" - "София", 2004 г.
Титов Антон – президент федерации, инструктор тайцзицюань и цигун |