13 Тактик Тайцзицюань13 Тактик Тайцзицюань это обобщенное название 8 типов силы (Ба Цзинь) и 5 типов шагов (У Бу) используемых в тайцзицюань.
8 типов силы в тайцзицюань соотносятся с теорией восьми триграмм (Ба Гуа). Традиционно теория Ба Гуа в китайской культуре используется для классификации всех явлений во вселенной, анализа существующих природных и социальных феноменов, взаимосвязи природы их проявления и свойств. В тайцзицюань также каждая из 8 сил соотносится с определенной триграммой Ба Гуа. Эта связь основана на соответствии направления, в котором этот тип силы обычно применяется, свойстве применяемой силы и качеством и направлением соответствующей триграммы. Идея положительного или негативного взаимодействия, постоянного преобразования триграмм в Ба Гуа, проявляется в тайцзицюань в виде принципа постоянного взаимодействия 8 сил, которые могут в разных сочетаниях образовывать разные техники. Это дает широкий диапазон комбинаций и возможность изменения и адаптации позиции, техники и тактики к действиям противника.
В тайцзицюань есть техники, которые не совсем подходят под 8 типов силы, что возможно, свидетельствует о том, что теория восьми триграмм была использована для анализа и классификации уже существующих техник, а не служила основой для их создания. Но это не столь важно при практике, т.к. эффективность применения техник от этого не зависит. 8 типов силы можно тренировать различными способами и они являются полезным инструментом для анализа различных аспектов тайцзицюань.
Восемь сил тайцзицюань (Ба Цзинь), краткая характеристика
Пэн – сила, которая направленная вверх, обычно по кругообразной траектории. При применении силы Пэн усилие идет изнутри наружу, с вращением или без вращения предплечья. Это довольно упругая сила, может использоваться в атакующем и защитном варианте. Символ Пэн – триграмма Цянь (Небо), состоящая из трех Ян-яо. Символизирует мощь и неиссякаемую энергию.
Люй – сила, используемая для перенаправления силы противника по касательной в сторону. Чем больше сила, которую он применяет, тем больше он теряет равновесие, тем уязвимей он для контратаки. Символ Люй - триграмма Кунь (Земля), которая состоит из трех Инь-яо. Символизирует мягкость и уступчивость.
Цзи – сила, направленная вперед, например, в виде удара или толчка, который наносится направленной вперед ладонью, после того как вы избежали или перенаправили атаку противника. Цзи - это вид силы, теснящей противника и не позволяющей ему повернуться. Эта сила должна иметь прочный фундамент в ногах и пояснице, хорошую чувствительность для эффективного смещения центра тяжести противника и навыки прилипания. В туйшоу часто комбинируется с силой ань. Символ Цзи - триграмма Кань (Вода) – состоит из одной Ян-яо между двух Инь-яо. Символизирует мощь, силу, которая скрыта в мягкости.
Ань – сила, направленная вниз и вперед, например, надавливание вниз и под углом к противнику, из-за чего он теряет устойчивость. Выполняется по небольшой дуге, слитно без разрыва и резких, отрывистых движений. Символ Ань - триграмма Ли (Огонь), которая состоит из одной Инь-яо между двух Ян-яо. Символизирует мощь направленную наружу, но со скрытой мягкостью и уступчивостью внутри.
Цай – мощная, взрывная сила направленная вниз и вовнутрь. Цай буквально означает «дергать», но в контексте тайцзицюань обычно переводится как «выкорчевывать». Используется для оказания на противника шокового воздействия, для нарушения его концентрации и равновесия. Применяя усилие Цай необходимо значительно задействовать силу ног и поясницы и выполнять его одним движением с последующей контратакой. Символ Цай – триграмма Сюнь (Ветер), основу триграммы составляет Инь-яо, а сверху находятся две Ян-яо. Символизирует неожиданный выброс силы.
Ле - сила, направленная по спирали. Усилие Ле можно эффективно использовать в ситуациях перехода от атаки к защите и наоборот, также применяется как ответ на усилие цай. Пример применения усилия Ле – захват руки противника и закручивание ее назад вовнутрь по направлению к нему, для дальнейшего опрокидывания. Символ Ле – триграмма Чжэнь (Гром) представляет силу опрокидывания и привязывания.
Чжоу – сила, проявляющаяся в предплечье или локте для того, чтобы либо отвести нападение, либо нанести удар в лицо или ребра, двигаясь вперед, если противник тянет к себе. Действия локтем используются на близкой от противника дистанции, когда нет возможности эффективно действовать ладонями и кулаками. Символ Чжоу – триграмма Дуй (Озеро). Одна Инь-яо лежит на двух Ян-яо, что подразумевает мощный, но скрытый, замаскированный выброс силы.
Као – сила, проявляющаяся в ударе или толчке плечом или туловищем. Эта сила максимально эффективна, когда противник находится вплотную к вам, что снижает эффективность действия ладонями, кулаками и локтями. Символ Као – триграмма Гэнь (Гора), что подразумевает хорошую опору, монолитную позицию и мощный выброс силы при применении усилия Као.
Перечисленные 8 типов силы используются как отдельно, так и в сочетании друг с другом, обеспечивая непрерывный круг защиты и атаки. Как правило, техники самообороны содержат несколько элементов из 8 типов силы. Также и в самих, отдельных, элементах присутствуют другие, так Пэн и Люй содержат элементы друг друга, Люй содержит некоторое количество Цзи, Ле содержит Пэн, Люй и Ань. Иногда упоминаются и другие типы Цзинь, но все они подпадают под тот или иной вид силы из данной классификации.
5 типов шагов в тайцзицюань (У Бу)
«Бу» в переводе с китайского языка означает «шаг», «работа ног», «стойка». Этот термин в целом обозначает стойки, уклонение, движение по направлению атаки или против, перемещение из одной стойки в другую. У Бу, или пять шагов, включают в себя шаг продвижения вперед, шаг отступления, взгляд налево, взгляд направо и центральную позицию.
Для классификации и анализа 8 типов силы тайцзицюань используется концепция Ба гуа, а 5 типов шагов тайцзицюань соотносятся с теорией Пяти Элементов (У Син). Теория У Син отражает категории окружающего мира, а именно: дерево, огонь, землю, металл и воду. И исходит из того, что все явления во Вселенной имеют природу Пяти Элементов, которые находятся в постоянном движении и взаимодействии, обладают различными свойствами, но зависят друг от друга и тесным образом взаимосвязаны, поддерживая относительный баланс и гармонию. Таким образом, каждый из этих пяти шагов соотносится с одним из пяти элементов:
Шаг вперед – Металл;
Шаг/поворот/взгляд влево – Вода;
Шаг назад – Дерево;
Шаг/поворот/взгляд вправо – Огонь;
Центральное, сбалансированное положение - Земля.
В схематическом изображении теории У Син Земля располагается в центре, а другие элементы вокруг нее. Так и все шаги выполняются из центральной сбалансированной позиции, с сохранением в движении вперед, назад, в сторону состояния равновесия и устойчивости (образ Земли).
Тренировочными упражнениями для освоения У Бу, являются толкающие руки (Туйшоу) с фиксированным и подвижным шагом. В Тайцзицюань тренируются оба шага, чтобы уметь свободно передвигаться и стоять в зафиксированной позиции. В последнем случае передвижения нет, хотя можно поворачивать ступни и переносить вес тела назад и вперед, перемещаясь из одной стойки в другую. Это упражнение полезно в ситуации, когда нет места, чтобы сделать шаг, когда вас атакуют, так как хорошо развивает умение уклоняться, изворачиваться и вообще успешно действовать в ограниченном пространстве.
Ба Цзинь и У Бу могут быть использованы в совершенно разных техниках и сочетаниях, что делает число возможных перестановок и комбинаций бесконечным. И, следовательно, существует намного больше, чем сорок восемь техник Тайцзицюань для самозащиты. Пять шагов и восемь сил существуют не отдельно друг от друга, а тренируют вместе во всех разделах и техника Тайцзицюань.
Из тринадцати тактик, Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу и Као - это восемь триграмм. Шаг вперед, движение назад, поворот влево, взгляд вправо и фиксация в центре - Это пять элементов. Пэн, Люй, Цзи и Ань - это триграммы Цянь, Кунь, Кань и Ли - четыре направления. Цай, Ле, Чжоу и Као - это триграммы Сунь, Чэнь, Туй, Гэнь - четыре угла. Шаг вперед, движение назад, поворот влево, взгляд вправо и фиксация в центре - это металл, дерево, вода, огонь и земля.
Тайцзицюань Лунь («Рассуждение о тайцзицюань»)
Практическое применение 13 тактик тайцзицюань заключается в хорошей подвижности, согласованности действий всего тела, умении одновременно защищаться и контратаковать.
Для написания статьи использовалась следующая литература:
Докерти Д. «Все о Тайцзицюань» - Москва, 2002 г.
Чжоу Цзунхуа «Путь Тайцзицюань» - «София», 2009 г.
Овечкин А.М. «Основы Чжень-цзю терапии» - Саранск, 1991 г.
Титов Антон – президент федерации, инструктор тайцзицюань и цигун |