Ши Сань Ши Син Гун Синь Цзе («Внутреннее пояснение практики тринадцати тактик»)Некоторые приписывают создание этого текста У Юйсяню, ученику Яна Лучаня. В тексте идет речь не только о теории, но и о практической стороне тайцзицюань. Сами тринадцать тактик не упоминаются в тексте. Упоминаний о Ци здесь больше, чем в других текстах. К тексту также добавлено другое сочинение, которое начинается словами «Также сказано...». Это подтверждает мнение о том, что он предназначался для произнесения вслух.
«Внутреннее пояснение практики тринадцати тактик»
Используй Синь (ум), Чтобы вести Ци (жизненную энергию) Не давай ей опускаться беспорядочно, Тогда она может накопиться и проникнуть в кости. Используй Ци для приведения тела в движение; Дай ей течь без помех, Тогда сможешь действовать в согласии с Синь. Если сумеешь поднять Цзиньшень (энергию), Нет нужды беспокоиться о смещении веса в одну сторону. Вот что имеют в виду, когда говорят о подвешенной макушке. И (намерение) и Ци должны взаимодействовать легко, Тогда появляется приятная округлость и живость. Вот что имеют в виду, когда говорят о смене пустого и полного. Во время атаки осядь (погрузи центр тяжести) И будь полностью расслабленным, Концентрируйся в одном направлении. Когда стоишь, тело должно быть чжун чжен (центрированным) и свободным, Чтобы встречать атаки с восьми сторон. Веди Ци как будто через жемчужину с девятью кривыми отверстиями. Она всюду течет гладко. Передавай Цзин (тренированную силу/усилие) как Сталь, очищенную сто раз, Какая жесткость устоит перед ним? Его проявление подобно ястребу, хватающему зайца; Шень (дух) подобен кошке, хватающей крысу. Будь неподвижным, как высокая гора; Двигайся как могучая река. Накапливай Цзин, как будто натягиваешь лук; Фа (выпускай) Цзин, как будто выпускаешь стрелу. Ищи прямое внутри согнутого; Накапливай, потом выпускай. Ли (сила) идет от позвоночника; Шаги следуют за изменениями тела. Принимать значит и высвобождать, Если контакт прерван, возобнови связь. Когда двигаешься вперед и назад, Должны быть скручивание и складывание; Когда наступаешь или отступаешь, Поворачивайся и изменяйся. Тогда предельная мягкость становится Самым жестким и твердым. Из способности вдыхать и выдыхать правильно Рождается способность быть ловким и гибким. Постоянное развитие Ци не несет вреда. Если используешь изгибы для собирания Цзин, Этого больше, чем достаточно. Синь (ум) - командир; Ци - флаг; Талия - знамя. Сначала ищи расширение (открытое), Потом ищи компактность (закрытое). Так достигнешь точного выполнения тонкой работы. Также сказано: Сначала в Синь (уме), потом в теле. Живот мягкий как губка; Ци накапливается и проникает в кости; Шень (дух) в покое, и тело спокойно. Глубоко запечатлей это в Синь (уме). Всегда помни, если есть движение, Нет ничего, что бы не двигалось. Если есть покой, нет ничего, чтобы не пребывало в покое. Когда двигаешься вперед и назад, Ци прилипает к спине, Она собирается и проникает в позвоночник. Внутренне она укрепляет Цзиньшень (энергию); Внешне она проявляется в спокойной непринужденности. Двигайся подобно тому, как ступает кошка. Мобилизуй Цзин, как будто вытягиваешь шелковую нить из кокона. Тело и И (намерение) полностью концентрируются на Цзиньшень (энергии), Не на Ци. Если концентрируешься на Ци, Будет застой. Если концентрируешься на Ци, не будет Ли (силы). Если не на Ци, будет великая сила. Ци - как колесо повозки, Талия - как ось.
пер. с кит. Дан Докерти
пер. с анг. В. Талащенко |