Истинно могучий побеждает самого себя

Некоторые аспекты Инь-Ян в тайцзицюань

 

"Тайцзи (Великий Предел),
Он порожден Уцзи (нет Предела, Беспредельное).
Он порождает и движение, и покой
Он  мать Инь и Ян."

 

Тайцзицюань Цзин (Канон тайцзицюань) 

 

 

Инь и Ян как философские понятия

 

В настоящее время всем любителям китайской философии широко известна концепция Инь-Ян, она используется в традиционной китайской медицине, боевых искусствах, фэн-шуй. Техника тайцзицюань построена на глубоко проработанной философской базе, которая описывает не только процесс движения, но и настраивает процесс мышления практикующего. Изучая философию тайцзицюань, размышляя над ее воплощением в технику, мы начинаем понимать суть этого боевого искусства. Наша техника становится более осмысленной, и нам открывается внутренняя работа в тайцзицюань.

 

Понимание концепции Инь-Ян помогает нам исправить недостатки позиций, отрегулировать ритм движения в форме, приблизиться к понимаю сути практики толкающих рук и эффективному выполнению применений кулачной формы. В этой статье будут рассмотрены некоторые основополагающие моменты концепции Инь-Ян, а также ее использования в теории и практике тайцзицюань.  

 

Мы можем представить наш мир в виде разного рода систем. Эти системы могут быть живыми и не живыми, открытыми или закрытыми, развивающимися или деградирующими. Но главное свойство системы – это особая внутренняя организация или структура. Условием существования любой системы является наличия двух типов сил: одни способствуют упорядочению процессов и предсказуемости результатов работы (это Инь), другие вносят элемент неизвестного, гибкость и спонтанность реакции, обеспечивают адаптацию системы к изменяющейся ситуации (это Ян). Излишняя структурность лишает систему подвижности и адаптивности, излишняя хаотичность и спонтанность делают процессы неуправляемыми. В случае избытка Инь или Ян система не может адекватно функционировать и разрушается. Тот же процесс мы можем наблюдать на примере человеческого тела как системы: если циркуляция Инь и Ян нарушается, то возникает болезнь.

 

Процесс взаимодействия сил Инь-Ян отражен в Схеме Великого Предела. Первое упоминание о Схеме Великого Предела относится к трактату «Изъяснение плана Великого Предела (Тайцзи тушо)» Чжоу Дуньи (11 в.н.э.).

 

Инь обозначается на схеме черным цветом, стекающим вниз, Ян – белым цветом, восходящим вверх. Великий Предел – одно из важнейших понятий китайской философии, и обозначает состояние высшей гармонии первоначал Инь и Ян. Что мы и видим на схеме – плавные линии перехода, постепенное нарастание и цикличность схемы. Кроме того, для состояния гармонии необходимо, чтобы в Ян содержался Инь, а в Инь содержался Ян, что показано в виде маленьких кругов другого цвета. Это необходимо, чтобы система могла переходить из одного крайнего положения в другое. Например, при вдохе мы расширяем живот и опускаем диафрагму вниз (Инь), что вызывает натяжение и стремление вернуться в состояние расслабления. Ослабляя натяжение живота, мы даем диафрагме подняться вверх, и плавно и естественно совершаем выдох (Ян). Таким образом, благодаря сохранению внутреннего натяжения дыхание происходит естественно и непрерывно. Это натяжение в процессе дыхания и есть одним из выражений того, что в Ян есть Инь, а в Инь есть Ян.

                                                                                                          

Концепция Инь-Ян и практика тайцзицюань

 

В классических трактатах тайцзицюань часто встречается упоминание об Инь и Ян, в них описывается, как на практике использовать теоретические положения. Инь и Ян образуют пары противоположностей: мягкое и жестокое, медленное и быстрое, полное и пустое. Одни из них относятся к Инь (мягкое, медленное, полное), а другие – к Ян (жёсткое, быстрое, пустое). Исследование и понимание практического использования пар противоположностей дают ключ к мастерству в технике тайцзицюань, возможность постоянного роста, открытия новых горизонтов в нашей личной практике.

 

Форма - Семь звездРазделение Инь и Ян начинается с понимания баланса этих сил в статических позициях. Для примера выделим пару противоположностей «пустое и полное» и проведем анализ стоек и позиций с точки зрения опустошенности и наполненности. В стойках гунбу, сюйбу, пубу, тиси загруженная весом тела нога - это Инь (полнота), а поднятая или менее нагруженная нога - это Ян (пустота). Вынесенная вперед, рабочая рука – это Ян (пустота), а рука, отработавшая защиту, отведенная назад или опущенная вниз (если основное действие не направлено вниз) – это Инь (полнота).

 

Опустошение и наполнение связано с непрерывностью движения и обеспечивает направленность усилия.

Понимание разделения Инь и Ян в кулачной форме делает более эффективным выполнение толкающих рук и применений кулачной формы, улучшает технику с оружием тайцзи. Например, в шаге «Семь звезд» мы следуем направлению усилия партнера. Его наполняющаяся нога показывает нам куда необходимо отступать и создавать пустоту, а опустошающаяся рука соответствует наполняющейся руке. Таким образом, сохраняется непрерывное взаимодействие с нашим партнером.

 

В применениях мы используем наше знание о полном и пустом, наполнении и опустошении для управления партнером. В движении «Отступить, чтобы оглушить тигра» во время выполнения шага назад (шаг «Семь звезд»), мы выходим в пустую линию партнера, и срываем его на землю.

 

Так мы постепенно продвигаемся в понимании других пар противоположностей (покой и движение, разделение и Форма - Разомкнутые ногиединство, избыток и недостаток, изгиб и прямизна, твердость и мягкость, жесткость и гибкость, плавность и прерывистость), постигаем их практический смысл. Это делает нашу технику наполненной и глубокой, а наше представление о тайцзицюань более ясным.

 

Были рассмотрены Инь и Ян как философские и прикладные категории тайцзицюань. Мы поняли, как влияет баланс сил Инь и Ян для сохранения устойчивости и гармоничности системы. Наша техника тайцзи – это тоже система, а управляет и структурирует эту систему наше мышление. От того, насколько тонко мы разделяем Инь и Ян, как мы можем не только говорить об этом, но и наглядно продемонстрировать и зависит наше мастерство. Постепенно приближаясь к пониманию Инь и Ян в статических позициях, затем в динамике форм, толкающих рук, применений, мы прикасаемся к глубинам техники тайцзи, начинаем постигать внутреннюю составляющую этого боевого искусства. И этому постижению нет конца. Нет конца радости в творчестве, открытиях и реализации на практике новых знаний о тайцзицюань. Успехов вам на этом пути!

 

Бабич Роман, основатель федерации

 

09.02.2010

Вернуться


«Не думай, чувствуй! Это как палец, указывающий на луну. Не концентрируйся на пальце или ты пропустишь эту божественную красоту»
Б.Ли