Истинно могучий побеждает самого себя

История создания Удан тайцзицюань

Чжан СаньфэнУ каждого человека, который начинает изучать какой-либо предмет, сразу возникает простой и правильный вопрос, а откуда это пришло, кто первый это открыл? По сути, это все тот же извечный вопрос человека - кто я, откуда и куда я иду? Никто не знает точного времени возникновения тайцзицюань и имени создателя этого искусства. История тайцзицюань, как и история любого искусства в Китае, окружена мифами и обычно восходит к какому-либо легендарному историческому персонажу. Так, например, создание искусства врачевания связывают с именем мифического первого правителя Китая Хуанди (Желтый Император), создание искусства цигун приписывают древнему врачевателю Хуа То, земледелие - Священному землепашцу и Победителю потопа Юю.

В этом смысле тайцзицюань не исключение. Первое имя в списке мастеров и классиков тайцзицюань Чжан Саньфэн - даосский святой, живший на горе Удан в конце 14 начале 15 века. Его имя переводится на русский язык как Чжан Три Богатства, имеются в виду три драгоценности - «У неба есть три драгоценности - солнце, луна и звезды; у человека также есть три драгоценности - семя, дыхание и дух», говорится в древних текстах. Каким же образом Чжан Саньфэн получил это искусство? Здесь опять две версии: одна сказочная, другая больше походит на правду.

Поединок змеи и птицыВерсия первая. Во сне или наяву к нему явились небожители и показали схватку журавля и змеи - змея пыталась ужалить птицу, а журавль отскакивал, накрывая змею крылом, змея уклонялась и снова атаковала. Так с небес ему явился образ и принципы нового боевого искусства.

 

Версия вторая. Чжан Саньфэн занимался различными методами воинского искусства, а затем применил к ним принципы даосской философии: недеяние (у вэнь), самозабытие (вэнь во), концепция великой гармонии или предела (тайцзи) и т.д., что он и отразил в своем трактате «Тайцзицюань цзин» (Канон кулака Великого Предела).

 

Созданная им система не сразу называлась тайцзицюань, упоминалась она под разными названиями, например, нейцзяцюань (кулак внутренней семьи) или чанцюань (длинный кулак, из-за длинных непрерывных движений). Вклад Чжан Саньфэна в развитие тайцзицюань, кем бы он ни был, огромен. С него начинается непрерывная цепь мастеров, передающих тайцзицюань из поколения в поколение, и донесших его до наших дней. Так пишут о Чжан Саньфэне древние источники: «Шаолинь прославился в Поднебесной кулачными храбрецами, но в основном в этом искусстве бьют людей, это там считается высшим. В так называемой внутренней семье покоем покоряют движение, нарушат - воспользуешься и набросишься, этим отличается от Шаолиня, который именуют внешней семьей, впервые это направление проявил живший при династии Сун Чжан Саньфэн. Саньфэн был «киноварным человеком с гор Удан». В заключении к «Тайцзицюань цзин» написано: «Этот текст оставлен патриархом Чжан Саньфэном с горы Удан. Он желал всему миру достигнуть долголетия, а не только боевого применения».

 

Кому дальше передал Чжан Саньфэн свое искусство, остается загадкой. Следующая, уже реальная, историческая личность, известная нам - это Ван Цзунъюэ. Что мы знаем об этом человеке? Жил он на рубеже 17-го и 18-го века в провинции Шанси, чем занимался -неизвестно, его перу принадлежат классические тексты тайцзицюань «Рассуждения о тайцзицюань», «Песнь тринадцати позиций», и последнее - у него был ученик некий Цзян Фа. Вот что пишут китайские источники: «Ван Цзунъюэ. Родом из провинции Шаньси, жил при династии Цин в период правления под девизом "Цяньлун".

 

Согласно сказанному в изданному в 1795 году труду "Анналы копья темного знака", Ван Цзунъюэ "с молодых лет, помимо изучения канонов и истории, интересовался книгами Хуанди, Лаоцзы и речениями военных стратегов, не было книги, которую бы он не прочитал. Также он был искусен в методах ударов и уколов, познал суть методов боя копьем." На склоне лет жил в Лояне и Кайфэне, где преподавал каноны. Согласно некоторым источникам, Ван Цзунъюэ, будучи в Чэньцзягоу провинции Хэнань, обратил внимание, что деревенские жители тренируют приемы кулачного искусства, и объяснил им теорию кулачного боя».

 

Далее история становится яснее. Начало 19 века, провинция Хэнань, уезд Вэньсянь, деревня Чэньцзягоу (Овраг семьи Чэнь). Небольшая деревушка, достаточно глухая. Жители занимаются сельским хозяйством, осенью сбывают урожай. Чтобы защитить себя и деревню занимаются боевыми искусствами храма Шаолинь (он находится в нескольких часах пути в той же провинции), их кулачное искусство называется паочуй (пушечные удары). И вот однажды когда после сбора урожая группа молодых людей тренировала паочуй под руководством мастера Чэнь Чансина, на них посмотрел какой-то прохожий, засмеялся и двинулся прочь. Чэнь Чансин решил немедленно защитить «честь семьи» и схватил незнакомца за плечо, однако сразу оказался на земле. Этот незнакомец и был Цзян Фа ученик Ван Цзунъюэ, приехавший в Чэньцзягоу по торговым делам. После чего, как водится в подобных историях, они подружились, и Чэнь Чансин попросился в ученики к Цзян Фа. Интересно, что этим поступком Чэнь Чансин навлек на себя праведный гнев семейства и ему с тех пор было запрещено преподавать паочуй (вот как!). С тех пор появилось выражение - «В Чэньцзягоу изучают тайцзицюань за закрытой дверью», что потом будет трактоваться совсем в другом смысле в версии развития тайцзицюань семьи Чэнь, но об этом позже.

 

Ян ЛучаньДальше все еще яснее. У Чэнь Чансина учился Ян Лучань (1799-1872), которого в последствии назвали Ян Уди (Непобедимый Ян). И действительно учился «за дверью», так как Чэнь Чансин не был в почете в своем роду, однако, несомненно, его искусство повлияло на ушу клана Чэнь, но уже потом. Проучившись у Чэнь Чансина, Ян Лучань отправляется на родину в Гуанпин, где обучает У Юйсяна и еще нескольких человек. От У Юйсяна берет начало стиль У (Шумный - рус.).

 

Далее он едет в Пекин, где у него уже были друзья, которые сообщают о нем принцу Дуань, и Ян Лучань становится наставником императорской семьи, а также вместе с сыновьями Ян Баньхоу и Ян Цзяньхоу обучает императорскую гвардию.

 

Среди гвардейцев были монгол Цюань Ю (1831 - 1902) и маньчжур Ван Ланьтин, оказавшие непосредственное влияние на стиль, который мы практикуем сейчас.

 

У ЦзяньцюаньТеперь мы подобрались совсем близко. У Цюаня Ю был сын, которого звали уже на китайский манер У Цзяньцюань (1870 - 1942) и он стал основоположником стиля У (Воинственный - рус.). У Цзяньцюань научил Чэн Винквона, а тот своего племянника Чэн Тинхуна.

 

Ван Ланьтин в схватке убил нескольких маньчжуров и вынужден был бежать из Пекина и скрываться в буддийском монастыре. Где передал свое искусство монаху по имени Цин И (Чистый). Цин И научил Ци Кэсаня, а тот - Ци Минсюаня, который также обучал Чэн Тинхуна.

 

Чэн Тинхун родился в 1930 году в деревне Сань Сян в провинции Гуандун, с 1950 года, когда ему было 19 лет, стал профессиональным инструктором тайцзицюань. Умер 9 мая 2005 года. Известен качественной подготовкой своих учеников. С 1975 года у него начал учиться Дан Докерти, когда служил офицером в королевской полиции Гонконга.

 

docherty.jpgИ вот теперь мы уже рядом. Дело в том, что Дан Докерти и есть тот мастер, от которого ведет свое начало тот тайцзицюань, которым занимаемся мы. В 1976 году Дан Докерти выигрывает Большие азиатские игры, а в 1984 году возвращается в Англию. Сейчас Дан, являясь президентом Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун, ведет очень активную деятельность по распространению тайцзицюань в Европе. Это как организация чемпионатов и соревнований, так и личные семинары и лагеря мастера, где он лично занимается с учениками любого уровня. На вопрос, почему он назвал свой стиль «Удан», Докерти отвечает так: «Тот тайцзицюань, которому я учу, включает в себя стиль Чэнь (Чэнь Чансин), стиль Ян (Ян Лучань), стиль Ван (Ван Ланьтин), стиль У (У Цзяньцюань), стиль Цин И, стиль Ци (Ци Минсюань), стиль Чэн (Чэн Тинхун) и стиль Докерти, поскольку все эти люди сыграли свою роль в передаче знаний. Я обучаю тайцзицюань таким образом, чтобы люди во многих странах могли использовать его для самообороны, и для улучшения здоровья. Поэтому я называю свое искусство «Практичный международный тайцзицюань». Когда меня спрашивают какому стилю я обучаю, мой ответ - «Удан».

 

Сейчас, в век развития высоких технологий, боевые искусства все равно привлекают людей, хотя практический аспект кулачных техник ставится уже на второе место. На первое место выходят психо-физические, духовные и философские грани древних техник.

 

Мы уже занимаемся не для того, что бы защищать свою жизнь и жизнь своих близких, хотя именно с этой целью создавался тайцзицюань, мы стремимся улучшить свое здоровье, полнее и глубже понять себя и свое место в мире. Люди, сохранившие и передавшие нам это искусство, были самыми разными - не все выдающиеся мастера были хорошими людьми (в нашем понимании), некоторые были не то что необразованы - они даже не могли написать свое имя, однако благодаря им у нас есть возможность заниматься этим замечательным методом самосовершенствования  - и физического и духовного - тайцзицюань.

Бабич Роман, основатель федерации

10.10.2007

Вернуться


«Движение есть щит от вражеских стрел»
Древневосточная мудрость