Истинно могучий побеждает самого себя

Воин тайцзи - интервью с Даном Докерти

Прямые и часто направленные против предрассудков высказывания Дана Докерти относительно тайцзицюань возмутили и потрясли членов сообщества Тайцзи в Великобритании до такой степени, что многие называли его еретиком.

 

Свои занятия тайцзицюань он начал в 1975 году под руководством мастера Чэн Тихуна во время службы инспектором в Королевской гонконгской Полиции в Гонконге. Он представлял Гонконг и в 1976, и 1980 на Юго-Восточных азиатских Военных Чемпионатах Боевых Искусств и занял второе место в тяжелом весе в 1976 году и первое место в абсолютной весовой категории в 1980 году. Дан Докерти являет собой образ ученого и война. Кроме воинских достижений в тайцзицюань, он имеет ученую степень по Синологии, автор книг по тайцзицюань, истории тайцзи и Китая. Дан много путешествует по Китаю и Юго-Восточной Азии, посетил Шаолинь и Удан - главные центры боевых искусств Китая. В настоящее время он преподает тайцзицюань в Лондоне и проводит семинаре во всем мире.

 

Как вы заинтересовались боевыми искусствами?

Я читал немного на эту тему, и знал несколько человек, которые преподавали Дзюдо. А потом в 1971 я увидел занятия по каратэ в Спортивном центре Bellahoustan в Глазго, и понял, что это мой шанс научиться тому, что меня так интересовало и сразу записался в группу.

 

Какой это был стиль каратэ и кто был вашими преподавателями?

Это был стиль Shotokan каратэ, и мой преподаватель Sensei АІ Dowan. Он был очень компетентным и инициативным преподавателем, благодаря ему я получил хорошую базу в боевых искусствах. Он также приглашал на семинары в Глазго много японских мастеров. Из них хочется отметить сенсеев Enoeda и Kato Shotokan, позже я познакомился с сенсеем Nanbu Sankukai, который особенно меня впечатлил. Мы восхищались их мощью отточенностью их техники. Nanbu излучал большую воинственность, чем и вызывал наше восхищение. Его неортодоксальный стиль Каратэ Sankukai содержал элементы Айкидо и Кендо. Это очень отличалось от того, что мы делали до сих пор.

 

Какого уровня вы достигли в каратэ?

Sensei Nanbu в 1974 аттестовал меня на 1-й дан. Сразу же после этого я отправился в Париж для обучения в школе самбо Энри Пле. Кроме того, Sensei Toguchi преподавал там курс Okinawa Goju. Его методы также отличались от Shotokan как и сэнсея Нанбу.

 

Каких еще мастеров вы видели в Париже?

Я также обучился в школе самбо Сенсеи Нанбу с его помощниками Тсукадой и Kamohara. Там и в школе самбо Доминик Валера, которую я позже посетил, я был поражен скоростью схваток, это очень отличалось от того, что мы делали в Глазго Я также посетил школу самбо Сенсеи Kase; я очень восхищался его подходом к обучению Kata (форма).

 

Как вы заинтересовались тайцзицюань?

В книгах по истории Каратэ я часто находил ссылки на тайцзицюань. Я начал читать книги по тайцзицюань, но проблема была в том, что, хотя они были полны историй о подвигах мастеров древности, но методы самообороны и объяснения казались невероятно неэффективными. Я тогда получил несколько уроков тайцзицюань от балерины в Глазго. Понятно она не знала ключей применения техник тайцзицюань. Я был заинтригован, и расстроен! Движения должны были иметь практическое применение, но откуда берется сила? Где недостающая связь?

 

По этой причине вы уехали в Гонконг?

Это была одна из причин. К тому времени я получил диплом об окончании Университета Глазго, но мой интерес к боевым искусствам был больше интереса к карьере, и я решил отправиться на Дальний Восток, чтобы найти то, что я искал. Я нашел в газете объявление о наборе инспекторов в Королевскую Гонконгскую Полицию и в июне 1975 года вылетел в Гонконг.

 

Как началось ваше обучение боевым искусствам в Гонконге?

Сначала я обошел несколько клубов и школ. Но мне было трудно найти того, кто обладал бы и соответствующими личными качествами, и высоким уровнем мастерства в боевых искусствах. Много военных клубов боевых искусств вербуют людей для Триады и находятся на контроле Полиции, а я не хотел иметь с этим дело. Я пробовал заниматься Goju Ryu и Вин-чунь, но это было не для меня. К счастью, Джордж Баттон, преподаватель физвоспитания в Школе Обучения Полиции и инструктор Айкидо рассказал мне, что он заинтересовался тайцзицюань и узнал о мастере Чэн Тинхуна. И я решил познакомиться с этим человеком.

 

Какими были ваши первые впечатления о Чэн Тинхуна и его обучении?

Он был очень сердечный, очень вежливый, но в нем чувствовалась сила и мощь. Поскольку он не говорил по-английски, и мой китайский был тогда не очень, мы общались через переводчика. Он принял меня в свою школу. Здесь я нашел обучение истинным методам -толкающие руки, оружие тайцзи, методы самообороны, о которых другие только болтали. Сифу Чэн показал нам применение некоторых движений ручной формы после, чего предложил ударить его в живот для демонстрации нэйгун. Он принимал некоторые из моих лучших gyaku-tsuki (удары в каратэ) без признака напряженности или боли. Именно тогда я понял, что я нашел отсутствующую связь, о которой я упоминал ранее. Неделю спустя я полностью бросил Каратэ и Вин-чунь. За эти 12 лет он был моим единственным учителем, и его тайцзицюань был моим единственным методом.

 

Расскажите нам немного больше о Нэйгун.

Это - скрытая сторона тайцзицюань, его преподают только после того, как ученик прошел ритуальную церемонию. Мы не используем термин Цигун, потому что Цигун предполагает, что Ци преднамеренно направляется к различным частям тела или органам, чего мы никогда не делаем. Мы используем Нэйгун. Ней означает внутренний, 12 упражнений Инь и 12 упражнений Ян разработаны, чтобы усилить тело внутренне, путем увеличения функции внутренних органов и обращения крови и Ци. Кроме того, они стимулируют центральную нервную систему, способствуя развитию живости и спокойствия духа. Практика Нэйгун вырабатывает способность тела противостоять ударам противника, и использовать усилие Цзинь в своих атаках. Кроме того, упражнения Инь способствуют укреплению здоровья, эффективны при бессоннице, помогают сращиванию костей и связок. Упражнения Ян служат, главным образом, для тренировки силы. Некоторые из упражнений применяются в самообороне. После практики Нэйгун в течение трех месяцев, когда изучены все упражнения Инь, ученик может выдержать прыжок пятками на живот с высоты человеческого роста. Я должен подчеркнуть, что этот вид обучения и демонстрации внутренней силы должен проводиться под руководством опытного и компетентного наставника. Даже если Вы практикуете так называемый Тайцзи-цигун в течение 40 лет, Вы все еще будете неспособны сделать это. Я мог бы добавить, что многие мастера тайцзицюань и других стилей ушу искали встречи с моим учителем, чтобы перенять мастерство Нэйгун.

 

Расскажите, что еще отличает методы тренировки тайцзицюань Чэн Тинхуна?

Две вещи. Во-первых, основной акцент делается на работу ног и уклонения при нанесении удара или защите. Работа ног в значительной степени освещена в таких методах толкающих рук как «Семь Звезд», «Девять Дворцов», и «Д Люй». Уклонения изучаются в толкающих руках «Фу Ян», «Четыре направления», «Руки Разматывающего шелка» и «Накатывающей Волны». Я должен подчеркнуть, что толкающие руки еще не самооборона, но только метод получения навыков, которые необходимы в самообороне тайцзицюань.

 

Вторая особенность состоит в том, что мастерство его учеников было неоднократно проверено в контактных поединках. Многие победители Юго-Восточных азиатских Чемпионатов Воинских Искусств - выпускники его школы. Наш тайцзицюань эффективен в поединках против представителей любых стилей и направлений боевых искусств. Поэтому Китайские власти приглашали Чэн Тинхуна в Пекин для консультации в организации турниров. Именно поэтому гонконгское Правительство Гонконга попросило Чэн Тинхуна аттестовать преподавателей Тайцзицюань для официальных занятий в этом виде.

 

За 12 лет практики Тайцзицюань, я познакомился со многими студентами и преподавателями Тайцзицюань. Они много говорили о Тайцзицюань, рассказывали истории о своем учителе, или об учителе своего учителя, но когда дело доходило до практики, то выяснялось, что они имеют только элементарное знание о толкающих руках и самообороне. Никакого представления о внутренней силе, уклонении, и никакой способности к Фа Цзинь (выпуску усилия). Они фактически не занимаются Тайцзицюань. Другими словами, потому что они имеют только Инь и никакого Ян.

 

Достаточно ли только обучаться нэйгун для освоения тайцзи?

Хотя Нэйгун и необходимая фундаментальная практика, но ее недостаточно. Когда вы выработали внутреннюю силу, вам необходимо научиться правильно ее использовать, для этой цели служат толкающие руки, самооборона и ручная форма Тайцзи. Кроме того, подобно большинству стилей ушу, Тайцзицюань имеет в своем арсенале любые методы ударов кулаком. Если ваш кулак не уверен, Вы повредите руку при ударах кулаком в любую из твердых костей лица. Это столь же верно для Тайцзицюань, как и для любого жесткого стиля боевых искусств. Так что Вы должны упражняться, чтобы открыть ручные заставы, бить кулаком мешки с песком и т.д. Также развивайте в себе стойкость и мужество - эти качества необходимы при столкновении с сильным, обученным противником. Мягкость ручной формы и упражнений Инь Нэйгун призван уравновесить методики Ян, описанные выше. Если Вы делаете упор на жесткие методы, Вы тоже не делаете Тайцзицюань и можете также идти и заниматься стилем Шаолинь.

 

Суть боевой теории Тайцзицюань состоит в том, чтобы использовать мягкость или Инь, чтобы преодолеть твердость или Ян и использовать твердость или Ян (Янг), чтобы преодолеть мягкость или Инь. Так, вместо того, чтобы блокировать нападения противника, мы отклоняем или перенаправляем его усилие, используя, в то же самое время, уклонение и/или работу ног. Так используют мягкость, чтобы преодолеть твердость. Нападение тогда стало «мертвой» силой и изменилось от Яна к Инь. Здесь мы также изменяемся от Инь к Ян, нанося удары (Ян) по жизненноважным точкам нашего противника (Инь). Это использование твердости против мягкости. Чтобы научиться этому, надо практиковать упражнения толкающих рук, о которых я упоминал ранее.

 

Большинство людей, которые практикуют Тайцзицюань, описали бы Тайцзицюань как «мягкое» внутреннее боевое искусство. Я знаю множество практиков Тайцзицюань, которые расценили бы вас как еретика.

Они правы только отчасти. Термин Тайцзи относится к концепции вселенной, составляемой из противоположных сил Инь и Ян. Тайцзицюань (Цюань - кулак) - боевое искусство, которое использует эту концепцию. Поэтому в обучении должны присутствовать оба аспекта и Инь, и Ян. Если искусство - только Инь, это - только половина искусства. Если кто-то может показать мне, как поразить противника, мягко отбросив щелчком пальцев, я охотно заплатил бы ему много денег! Во время посещения моего учителя Великобритании в 1986 году много преподавателей других стилей Тайцзицюань и других боевых искусств приняли участие в его семинарах. Они имели, главным образом, высокую степень мягкости - но это было все. Особенно мне запомнился один из них, он практиковал стиль Чена Маньцина.

 

Этот джентльмен занимался Тайцзицюань более 20 лет. На одном из семинаров он выполнял Туйшоу с высоким, тощим 17- летним парнем по имени Кевин Вайт, который занимался у меня приблизительно месяцев девять. Кевин легко опрокидывал его. Позже этот джентльмен обратился ко мне для изучения Нэйгун.

 

Скорее всего, Чен Маньцин не знал о Нэйгун, если он не преподавал это даже ученикам с 20 летним стажем.

Что касается того, чтобы быть еретиком, - так однажды им уже был Галилео Галилей. Ересь сегодня - ортодоксальность завтра. Если кто-то полагает, что я неправ, то я показываю им, что они могут добиться большего.

 

Вы, кажется, не высокого мнения относительно искусства Чена Маньцина? Вы также, говорите о том, что много людей, которые все считают мастерами тайцзицюань, имеют посредственные знания этого искусства.

Я думаю, что уровень мастерства Чена Маньцина сильно переоценен. Во-первых, он стал известным, потому что, он был наставником Soong Mei-ling, жены тогдашнего Президента Tайваня, Чан Кайши. Это естественно имело большое значение в создании его образа как известного мастера тайцзицюань. Его книги по Тайцзицюань, я нахожу многословными и невпечатляющими; они не упоминают внутреннюю силу, и я полагаю, что его искусство не выдержало бы проверки реальной схваткой. В любом случае его учитель, Ян Чэнфу был побежден в Пекине в середине 1930-ых Ван Лайшэном, представителем жесткого стиля ушу. Надо сказать, что У Цзянцюань, узнав о поражении Яна, вызвал на поединок Ван Лайшэна, и победил его. Тогда Яну было приблизительно 50 лет, в то время как У был старше его на 13 лет! Вот что интересно - Ван все еще живет в Пекине и преподает Тайцзицюань!

 

Ян Чэнфу умер в начале пятидесятых. Глядя на его изображения, мы видим, что он был очень тучным человеком. Я полагаю, что это привело к тому, что он изменил Тайцзицюань, чтобы компенсировать недостаток подвижности, я полагаю, что это изменение сделало Тайцзицюань семьи Ян несовершенным в обучении уклонения и работе ног. Это было сделано для огромного человека подобно Ян Чэнфу, чтобы встречать противников прямо, без обхождения, но рано или поздно этот метод должен был потерпеть неудачу.

 

К сожалению стиль семьи У также изменился, и не в лучшую сторону. Как видно из предыдущей истории, У Цзянцюаню было за шестьдесят, а он был очень сильным бойцом. Однако его сын У Гунъи, не мог похвастать высоким уровнем мастерства. Несколько лет назад семейство У неблагоразумно издало книгу Тайцзицюань семьи У, которая содержала фотографии У Цзянцюаня и его сына. Очевидно, что глубокие и отточенные позиции отца, говорят о превосходной технике. Положения, демонстрируемые У Гунъи высоки и неестественны, он словно напоминает больного.

 

Тайцзицюань - это не драгоценная семейная реликвия, передаваемая неизменной от отца сыну, от поколения к поколению. Чтобы быть способным к Тайцзицюань, надо быть способным к чему-нибудь, вы должны наблюдать, думать и прежде всего обучаться. Без этого независимо от того, чей вы сын, мастерства не добиться. Я думаю более поздние поколения Ян и У испытывали недостаток в этих качествах, так что Тайцзицюань, который они преподавали является низшим.

 

Поэтому вы используете название «Удан Тайцзицюань », а не фамилию основателя?

Удан-шань - это гора в провинции Хэбэй - духовная и историческая родина Тайцзицюань, это место где даос Чжан Саньфэн создал это искусство. Используя это название, мы хотим уйти от мифов и соглашений, увековеченных семьями Ян, Чэнь и У.

 

A.D. Davies, интервью с Даном Докерти

29.01.2008

Вернуться


«Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – на славу»

Гете