Истинно могучий побеждает самого себя

Философия тайцзицюань

 

Мировоззренческие концепции даосизма, неоконфуцианства и натурфилософии Китая сыграли большую роль в формировании ключевых принципов Тайцзицюань, которые пронизывают его и являются основой его и как боевого искусства, и как системы оздоровления. Эти принципы определяют не только специфическую манеру движения, но и боевую тактику и стратегию Тайцзицюань. Их понимание позволяет наиболее эффективно практиковать тайцзицюань, дает своеобразный инструмент самокоректировки и открывает безграничный потенциал для саморазвития.


Боевые стратегические принципы Тайцзицюань вытекают из концепции Инь-Ян даосизма и натурфилософии Китая,  которая существенно повлияла на формирование военной стратегической мысли китайских полководцев. Тактика тайцзицюань – реализация  этих принципов непосредственно в контактном поединке. Вся техника Тайцзицюань построена, учитывая эти стратегические и тактические особенности, поэтому важно с самого  начала заложить основу правильного понимания тайцзицюань, так как:


«Небольшая погрешность в начале пути, ведет к ошибке в тысячу ли»


Стратегические особенности тайцзицюань

 

1. «В покое выжидать движение».


Этот принцип находит отражение в следующем изречении:


Если противник не двигается,

Я не двигаюсь.

Если противник начинает движение,

Я двигаюсь раньше.

Выгляди расслабленным, но не будь вялым;

Будь готов двигаться, но не двигайся.


Да Шоу Гэ («Песнь бойца»)


В данном изречении качество Инь означает состояние «неподвижности», а точнее, спокойствия и собранности, концентрации, которая позволяет сохранить ясный ум, лучше чувствовать окружающую обстановку и время и соответственно более точно реагировать на происходящие вокруг изменения. Качество Ян означает состояние активности, движения, атакующие действия, внимание, направленное наружу.  Применительно к боевой ситуации, при атаке противника, вышеописанное состояние «неподвижности» и концентрации позволяет максимально эффективно проводить контратакующие действия. Однако, как говорится далее,  для более правильного понимания состояния «неподвижности» следует избегать чрезмерной статичности и вялости, нужно постоянно сохранять бдительность:


Шэнь (дух) подобен кошке, хватающей крысу.


2. «За счет мягкости преодолевать жесткость – за счет мягкости способствовать жесткости»


Когда противник жёсток и тверд,
а я гибок и мягок, это называется Цзоу (движение)
Когда я плавен, а противник нет,
Это называется Нянь (прилипание).

Если действия противника быстры, то и ответ мой тоже быстр;
Если его действия медленны, то я медленно Суй (следую) им.
Несмотря на разнообразные изменения, принципы остаются теми же.


Тайцзицюань Цзин («Канон тайцзицюань»)


Обладая  нужной мягкостью (Инь) легче чувствовать движения и прилагаемые усилия более жесткого (Ян) противника. Так как их легче чувствовать, то и легче изменяться - защищаться самому и ставить противника в более невыгодное положение, контролируя его действия. Такая чувствительность также дает возможность двигаться с нужной скоростью в нужное время, адекватно реагируя на происходящие вокруг изменения, сколь бы бесчисленны они не были. Вот что подразумевается под принципом «за счет мягкости преодолевать жесткость»:


Когда двигаешься вперед и назад,

Должны быть скручивание и складывание;

Когда наступаешь или отступаешь,

Поворачивайся и изменяйся.

Тогда предельная мягкость становится

Самым жестким и твердым.


Ши Сань Ши Син Гун Синь Цзе («Внутреннее пояснение практики тринадцати тактик»)

Этот принцип означает, что тренируясь,  необходимо избегать жестких и судорожных движений, это позволяет устранить возможные дефекты в движениях и выстроить необходимую структуру,  развить легкость  и внутреннее спокойствие. После того как движения выполняются мягко без напряжения, следует в конечных точках техник (в точках предполагаемого выпуска усилия) создавать на мгновение «внутреннюю распорку», некое мышечно-сухожильное натяжение по всему телу (состояние максимальной жесткости), после которого сразу же следует мгновенное расслабление. Такого рода действие развивает необходимую для тайцзицюань упругую, эластичную силу (цзинь). Таким образом, максимум Инь (мягкости) переходит в максимум Ян (жесткости) и обратно – этот процесс и есть реализация принципа «за счет мягкости способствовать жесткости».


3. «Отступать для наступления»


Внезапно спрячь, внезапно покажи,
Когда левой стороне тяжело, сделай ее пустой,
Когда правой стороне тяжело, сделай ее удаленной,
Когда противник смотрит вверх, я все же выше;
Когда противник смотрит вниз, я все же ниже.
Когда он наступает, расстояние кажется удивительно большим,
Когда он отступает, расстояние кажется удивительно маленьким.


Нельзя добавить перо, муха не может сесть,
Никто не знает меня, я один знаю их.
Таким способом герой становится непобедимым.


Тайцзицюань Цзин («Канон тайцзицюань»)


Эта цитата особо подчеркивает  значение боевой готовности, бдительности и того, что называется «способностью слушать», которая тренируется в толкающих руках. Практикующие Тайцзицюань должны скорее следовать за силой противника, чем идти против нее, и сразу же, используя нужный момент, мгновенно атаковать противника, как только он начинает действовать. Таким образом, достигается невероятная легкость и проворность движений при защите и атаке.

4. «Малым контролировать большее»


Позволь противнику атаковать с большой силой,

Используй четыре таэля (унции), чтобы сместить тысячу катти (фунтов).

Замани противника в пустоту, восстанови баланс и быстро выпусти (усилие).

Прилипай, будь непрерывным, будь мягким, следуй,

не разрывай контакт и не сопротивляйся.


Да Шоу Гэ («Песнь бойца»)


Здесь также используется принцип гармонии Инь-Ян -  защищающийся должен уклоняться и избегать нападения, а не препятствовать ему большой силой – это качество Инь. После такого уклонения немедленно должна следовать контратака посредством удара, броска или захвата - это качество Ян. Таким образом, Инь и Ян дополняют друг друга. Чтобы реализовать этот стратегический принцип тайцзицюань практически, необходимо чувствовать слабые и сильные стороны противника, прикладывая минимум усилий, выводить противника из равновесия, самому иметь устойчивую, выгодную позицию и выбирать наилучший момент для атаки.


Реализация на практике этих четырех ключевых стратегических особенностей тайцзицюань возможна только благодаря использованию  пяти тактик ближнего боя тайцзицюань – прилипание, непрерывность, мягкость, следование и плотный контакт. Лучшей тренировкой для развития этих качеств является практика формальных и свободных толкающих рук - туйшоу.


«Когда слова теряют свой смысл - люди теряют свободу»
Конфуций