Истинно могучий побеждает самого себя

Некоторые аспекты Инь-Ян в тайцзицюань

 

"Тайцзи (Великий Предел),
Он порожден Уцзи (нет Предела, Беспредельное).
Он порождает и движение, и покой
Он  мать Инь и Ян."

 

Тайцзицюань Цзин (Канон тайцзицюань) 

 

 

Инь и Ян как философские понятия

 

В настоящее время всем любителям китайской философии широко известна концепция Инь-Ян, она используется в традиционной китайской медицине, боевых искусствах, фэн-шуй. Техника тайцзицюань построена на глубоко проработанной философской базе, которая описывает не только процесс движения, но и настраивает процесс мышления практикующего. Изучая философию тайцзицюань, размышляя над ее воплощением в технику, мы начинаем понимать суть этого боевого искусства. Наша техника становится более осмысленной, и нам открывается внутренняя работа в тайцзицюань.

 

Понимание концепции Инь-Ян помогает нам исправить недостатки позиций, отрегулировать ритм движения в форме, приблизиться к понимаю сути практики толкающих рук и эффективному выполнению применений кулачной формы. В этой статье будут рассмотрены некоторые основополагающие моменты концепции Инь-Ян, а также ее использования в теории и практике тайцзицюань.  

 

Мы можем представить наш мир в виде разного рода систем. Эти системы могут быть живыми и не живыми, открытыми или закрытыми, развивающимися или деградирующими. Но главное свойство системы – это особая внутренняя организация или структура. Условием существования любой системы является наличия двух типов сил: одни способствуют упорядочению процессов и предсказуемости результатов работы (это Инь), другие вносят элемент неизвестного, гибкость и спонтанность реакции, обеспечивают адаптацию системы к изменяющейся ситуации (это Ян). Излишняя структурность лишает систему подвижности и адаптивности, излишняя хаотичность и спонтанность делают процессы неуправляемыми. В случае избытка Инь или Ян система не может адекватно функционировать и разрушается. Тот же процесс мы можем наблюдать на примере человеческого тела как системы: если циркуляция Инь и Ян нарушается, то возникает болезнь.

 

Процесс взаимодействия сил Инь-Ян отражен в Схеме Великого Предела. Первое упоминание о Схеме Великого Предела относится к трактату «Изъяснение плана Великого Предела (Тайцзи тушо)» Чжоу Дуньи (11 в.н.э.).

 

Инь обозначается на схеме черным цветом, стекающим вниз, Ян – белым цветом, восходящим вверх. Великий Предел – одно из важнейших понятий китайской философии, и обозначает состояние высшей гармонии первоначал Инь и Ян. Что мы и видим на схеме – плавные линии перехода, постепенное нарастание и цикличность схемы. Кроме того, для состояния гармонии необходимо, чтобы в Ян содержался Инь, а в Инь содержался Ян, что показано в виде маленьких кругов другого цвета. Это необходимо, чтобы система могла переходить из одного крайнего положения в другое. Например, при вдохе мы расширяем живот и опускаем диафрагму вниз (Инь), что вызывает натяжение и стремление вернуться в состояние расслабления. Ослабляя натяжение живота, мы даем диафрагме подняться вверх, и плавно и естественно совершаем выдох (Ян). Таким образом, благодаря сохранению внутреннего натяжения дыхание происходит естественно и непрерывно. Это натяжение в процессе дыхания и есть одним из выражений того, что в Ян есть Инь, а в Инь есть Ян.

                                                                                                          

Концепция Инь-Ян и практика тайцзицюань

 

В классических трактатах тайцзицюань часто встречается упоминание об Инь и Ян, в них описывается, как на практике использовать теоретические положения. Инь и Ян образуют пары противоположностей: мягкое и жестокое, медленное и быстрое, полное и пустое. Одни из них относятся к Инь (мягкое, медленное, полное), а другие – к Ян (жёсткое, быстрое, пустое). Исследование и понимание практического использования пар противоположностей дают ключ к мастерству в технике тайцзицюань, возможность постоянного роста, открытия новых горизонтов в нашей личной практике.

 

Форма - Семь звездРазделение Инь и Ян начинается с понимания баланса этих сил в статических позициях. Для примера выделим пару противоположностей «пустое и полное» и проведем анализ стоек и позиций с точки зрения опустошенности и наполненности. В стойках гунбу, сюйбу, пубу, тиси загруженная весом тела нога - это Инь (полнота), а поднятая или менее нагруженная нога - это Ян (пустота). Вынесенная вперед, рабочая рука – это Ян (пустота), а рука, отработавшая защиту, отведенная назад или опущенная вниз (если основное действие не направлено вниз) – это Инь (полнота).

 

Опустошение и наполнение связано с непрерывностью движения и обеспечивает направленность усилия.

Понимание разделения Инь и Ян в кулачной форме делает более эффективным выполнение толкающих рук и применений кулачной формы, улучшает технику с оружием тайцзи. Например, в шаге «Семь звезд» мы следуем направлению усилия партнера. Его наполняющаяся нога показывает нам куда необходимо отступать и создавать пустоту, а опустошающаяся рука соответствует наполняющейся руке. Таким образом, сохраняется непрерывное взаимодействие с нашим партнером.

 

В применениях мы используем наше знание о полном и пустом, наполнении и опустошении для управления партнером. В движении «Отступить, чтобы оглушить тигра» во время выполнения шага назад (шаг «Семь звезд»), мы выходим в пустую линию партнера, и срываем его на землю.

 

Так мы постепенно продвигаемся в понимании других пар противоположностей (покой и движение, разделение и Форма - Разомкнутые ногиединство, избыток и недостаток, изгиб и прямизна, твердость и мягкость, жесткость и гибкость, плавность и прерывистость), постигаем их практический смысл. Это делает нашу технику наполненной и глубокой, а наше представление о тайцзицюань более ясным.

 

Были рассмотрены Инь и Ян как философские и прикладные категории тайцзицюань. Мы поняли, как влияет баланс сил Инь и Ян для сохранения устойчивости и гармоничности системы. Наша техника тайцзи – это тоже система, а управляет и структурирует эту систему наше мышление. От того, насколько тонко мы разделяем Инь и Ян, как мы можем не только говорить об этом, но и наглядно продемонстрировать и зависит наше мастерство. Постепенно приближаясь к пониманию Инь и Ян в статических позициях, затем в динамике форм, толкающих рук, применений, мы прикасаемся к глубинам техники тайцзи, начинаем постигать внутреннюю составляющую этого боевого искусства. И этому постижению нет конца. Нет конца радости в творчестве, открытиях и реализации на практике новых знаний о тайцзицюань. Успехов вам на этом пути!

 

Бабич Роман, основатель федерации

 

09.02.2010

Вернуться


«Дух веселья изгоняет старость — таково искусство долгих лет жизни»

Книга «Танцы и оды» («У фу»)