Истинно могучий побеждает самого себя

Странствующий рыцарь. Часть III - О копье Цян

фотоВторой вид оружия, классический для китайских боевых искусств, в том числе и тайцзицюань, - это Цян. Копье (Цян) представляет собой посох с железным наконечником (для уколов и рубящих ударов) или с крюком. Копье происходит от посохов, с которыми дрались или охотились наши предки, а некоторые более легкие версии использовались как копья. Существенным недостатком копья было то, что когда его бросали во врага, он мог подобрать его и использовать против вас. Я не встречал в современных китайских боевых искусствах техник бросания копья, я думаю, этот прием использовался только в военных целях.

 

Слово Цян представлено двумя иероглифами, один значит металл, другой – дерево. Хотя копье теоретически может быть полностью металлическим или деревянным, для китайских боевых искусств более характерно копье из дерева, сужающееся к концу с металлическим наконечником. Это сужение позволяет сделать толчки более эффективными, а рабочий конец более гибким, так что можно копьем отклонить атаку противника, заставить его потерять контроль над своим оружием и провести контратаку, хотя излишняя гибкость копья в современном ушу делает это проблематичным.

 

Длина копья может быть разной, частично она зависит от роста и силы бойца. Однако, когда мы тренировались в Гонконге, мы и в практике форм, и в других упражнениях использовали более длинные (до 3 м) и тяжелые копья, чем для применений, которые обычно были не более 2 м.

 

Одно из упражнений с копьем, сплетающиеся копья, - очень полезно для укрепления рук и ног, развивает умение выведения противника из равновесия и захвата его копья. Выполняется таким образом - практикующие скрещивают копья и двигаются по кругу по и против часовой стрелки, не теряя контакта копьями. Это упражнение имеет ту же цель, что и толкающие руки.

 

фотоДлина – одновременно самое большое преимущество и недостаток копья. Стратегия боя с копьем в тайцзи обычно заключается в том, чтобы держать противника перед наконечником копья, однако, если копье схватили или противник с мечом вошел внутрь пространства бойца с копьем, он оказывается в проигрышной ситуации. На близкой дистанции любая часть копья может использоваться для защиты и атаки, боец с копьем может бросить свое оружие, чтобы освободить руки для ударов или захватов. В средневековых руководствах по использованию оружия есть много примеров использования подобной тактики. Даже владение оружием, которое обычно держат двумя руками, как копье, не уменьшает важности овладения навыками рукопашного боя.

 

В технике с копьем есть несколько позиций готовности, но в большинстве конец копья направлен на противника. В кельтской традиции вступление на чужую землю с копьем, направленным вперед, было объявлением войны, а если оно лежало на плече, это было знаком дружбы. Думаю, духи древних китайских мастеров копья поддержали бы эту традицию.

 

В Цзи Сяо Синь Шу¹  и в Цюань Цзинь² есть описания техник с копьем, которые приписывают генералу Ци Цзигуану (1528-87) династии фотоМин. Также, как и в других техниках с оружием тайцзи, в форме с копьем есть чисто практические названия, такие как «нырнуть глубоко вниз», а есть образы из китайской истории и мифологии - «бегущая лошадь поворачивает голову»³ или даже литературы - как «черноухий змей взлетает, рыба выпрыгивает» (из Книги Од). Многие китайские святые изображаются с копьем в руках, например, Тай Гун Бин Фа (Высший Бог Военного Искусства). Главным в технике копья все же остается дух дракона, непредсказуемого и загадочного существа, похожего на многих женщин, поэтому здесь много движений с подъемом вверх и погружением вниз, толчков и спиралей.

 

Основные приемы копья – это прилипать, соединять, сплетать, колоть; поднять и ударить; тянуть и уколоть, часто с использованием оружия противника, чтобы вывести его из равновесия, или как опору для толчка, переводя защиту в атаку.

 

В технике Цян используются 8 основных усилий:

пэн – отведение усилия вверх;

люй – отведение усилия в сторону;

цзи – применение усилия прямо вперед;

ань – применение усилия вниз;

тяо – поднять или вращать, обычно открывая тело, голову или руку противника для атаки, находясь снизу от оружия противника;

тан – отскочить, например, от оружия противника, одновременно заставить его отпустить оружие;

цянь – означает тянуть, спиральным или обвивающим движением заставить противника потерять равновесие или контроль над оружием;

дянь – укол или толчок, с концентрацией всей силы в одной точке.

 

фотоОсновные классические техники копья: первые четыре – вертикальные и горизонтальные, последние четыре – диагональные. Кроме того, само копье можно использовать для ударов и толчков, свободной рукой или ногами можно пользоваться в ближнем бою. Копьем также можно толкать горизонтально, тянуть на себя противника или даже несколько человек.

В общем, это отличное оружие для развития точности и умения использовать силу всего тела. Во время уколов указательный палец должен быть направлен в сторону цели, для более точных ударов.

 

Очень жаль, что большинство практикующих тайцзи не занимаются с копьем. Я обучил технике копья более тысячи учеников за эти годы, и только немногие могут показать необходимое сочетание точности и силы. Регулярная практика нейгун необходима для хорошего владения копьем.

 

¹ Новая книга исследования трактатов.

² Трактат о кулачном искусстве.

³ Из истории о китайском императоре, который пошел на Тайшан с подношениями для богов.

 

Дан Докерти –  наш учитель, глава школы Удан тайцзицюань, председатель Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун

 

Источник: Practical Tai Chi Chuan International web site

 

(перевод Виктория Талащенко)

07.12.2009

Вернуться


«Под небом все лишь временно бывает»
Лао-цзы