Истинно могучий побеждает самого себя

Странствующий рыцарь. Часть I

В китайских боевых искусствах обычно используются два вида оружия. Дао – любой вид оружия с лезвием, заточенным с одной стороны, от ножа до широкого меча/сабли, или алебарды как Гуан Дао и Цзянь – холодное оружие с лезвием, заточенным с двух сторон, которое может быть разной длины.

 

Дао было оружием простых солдат и бандитов, очень эффективным в бою на средней и ближней дистанции, а Цзянь – более сложным оружием, традиционным для так называемых ученых и офицеров, и используемым на более длинной дистанции. В большинстве стилей тайцзицюань есть формы с Дао (в некоторых даже с двумя) или с Гуан Дао. Во всех стилях представлены формы с Цзянь, в некоторых с двумя, а в стиле Хао есть формы с коротким мечом. Хотя во многих школах формы изучают очень подробно, практические применения или не существуют, или они очень неэффективны.

 

В китайском обществе давно была известна  концепция Вень-У, противопоставление культурного/светского и боевого/военного. Многие китайцы занимаются боевыми искусствами именно так. Одни практикуют формы, не важно, внешние или внутренние, для здоровья или участия в соревнованиях, или для укрепления  духа и тренировки намерения. Другие китайцы (в основном полицейские и военные) практикуют только то, что можно применить для самозащиты.

Многие практикующие китайские боевые искусства не могут разглядеть их истинную ценность, потому что они либо не знают применений техник из форм, или знают применения, но они неэффективны, так как отсутствует понимание того, что все формы вышли из применений, а не наоборот. Это справедливо по отношению ко всем боевым искусствам, с оружием и без.

 

Чтобы практиковать оружие, нужна сила, и в тоже время работа с оружием помогает развивать силу. Это одна из причин, по которой во многих внешних стилях занимаются с тяжелым оружием, которое вряд ли можно применить в реальной ситуации.

 

Также важный аспект, которому обычно уделяется мало внимания, это как быстро достать меч или как помешать противнику сделать это. Обычно применения отрабатывают с мечом, который уже в руке, но это нереальная ситуация. Дома или в короткой поездке китаец держал бы меч на талии, в более долгой поездке меч носил за спиной. Поэтому в тайцзицюань, как и в других видах китайских боевых искусств, есть техники упреждающих ударов, которые не позволяют противнику даже начать атаку, также есть похожие техники захвата руки противника и одновременно выхватывания своего оружия вместе с уколами или ударами рукоятью оружия. Мифология меча из западных и китайских фильмов восходит к рыцарскому кодексу, где сначала достают оружие, отдают честь и потом сражаются. То же можно увидеть в постановках боевых сцен в вестернах, хотя в реальности часто стреляли в безоружных людей...

 

В работе с оружием важны те же вещи, что и в тренировках кулачных форм. Сначала в формах и упражнениях нарабатывается опыт и понимание основной природы техник с оружием в атаке и защите. Со временем достигается определенный уровень мастерства, и постепенно становится возможным достижение высокой результативности. И на последнем этапе тренировок отсутствуют техники как таковые, появляется возможность действовать мгновенно и эффективно в любой ситуации.

 

Этот последний этап – то о чем говорит Дзен-буддизм – разрыв с миром материального и достижение отрешенности. В даосизме это состояние «объять единое», где Небо (Ян), земля (Инь) и Человечество (Ян и Инь) пребывают в гармонии. Практически мы становимся одним целым с мечом. Как китайские, так и японские странствующие воины находят эту концепцию полезной для развития спонтанности, которая выходит за рамки техники.

 

Во многих стилях, когда изучают применения, их отрабатывают с мечом против меча, с копьем против копья, с саблей против сабли. Далее я рекомендую тренировать формы с оружием и применения зеркально, против атак левой рукой, так как вы не можете выбирать противника. Во-первых, это увлекательно, и действительно нужно учить форму сначала, во-вторых, это развивает обе стороны тела, в-третьих, это имеет практическую пользу, когда нельзя пользоваться второй рукой.

 

Когда я учил самообороне ребят из охраны, в конце тренировки они должны были в течение 30 секунд драться с вооруженным коллегой, и хотя они были опытными бойцами, только один из сотни мог выйти из поединка без порезов и ран. У моего учителя на лице было несколько шрамов от ножа и Дао, которые он получил в схватках с вооруженными противниками.

 

Такие тренировки очень полезны, но проблемы могут возникнуть, если человек не обладает эмоциональной зрелостью или моральными качествами, чтобы принять решение использовать оружие.

 

Три основные вида оружия тайцзи – это Дао (сабля/широкий меч), Цзянь (прямой меч) и Цян (копье). Рассмотрим их детально. Традиционная китайская поговорка об этих трех видах оружия гласит: «Цян – 100 дней, Дао – 1000 дней, Цзянь – 10 000 дней». Я думаю, что Цян гораздо сложнее, чем об этом говорится в поговорке. У всех трех видов есть общие черты. Применение всех трех видов оружия можно адаптировать к применению таких привычных предметов, как палки, зонтики и даже (в случае Дао и Цзянь) свернутая трубочкой газета. Во многих китайских боевых искусствах есть названия техник, которые являются аллюзиями (одна техника может представлять одно движение или сложную серию движений), являются некоторым кодом для посвященных, а также интересным способом запоминать техники (если вы понимаете смысл аллюзии).

 

Так же как и в приемах без оружия, здесь есть смены внешнего и внутреннего, верха и низа, правого и левого, Инь и Ян, открытого и закрытого и т.д. 

 

Одна из главных ошибок практикующих оружие - думать только об оружии, хотя в формах есть много движений без оружия, где важны положения ног и тела.

 

В Дао и Цзянь есть применения, когда оружие держат двумя руками, что помогает лучше его контролировать, особенно в бою с более сильным противником или против более тяжелого оружия, как Гуан Дао. Однако в большинстве применений используется хват одной рукой, а вторая может захватывать руку или оружие противника, блокировать или разоружить его, оттолкнуть противника или наоборот притянуть. Ноги или колени можно использовать для ударов, когда оружие заблокировано оружием противника, как в применении усилия тан, например «Исследовать море». Кроме того, удары по оружию или руке с оружием могут ослабить контроль оружия у противника. Также многие применения можно адаптировать для кулачного боя и наоборот.

Хват оружия тоже может меняться. В позиции готовности хват свободный, но в основном мы держим оружие крепко, когда наносим удар или по противнику, или по его оружию.

 

Существовали разные подходы к обучению владению оружием. Например, существовали руководства, написанные известными военными, как «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого генерала Ци Цзигуана, в котором не только описаны кулачные техники, но и техники с длинным оружием, как копье и алебарда, Дао и щит. Также нужно помнить, что оружие существует не в вакууме, и некоторые техники создавались и  изменялись для применения против японских пиратов или кочевников. Кроме таких военных руководств существовали техники, разработанные специально для определенных школ и стилей китайских боевых искусств, которые по понятным причинам не были известны за пределами этих школ. Иногда они включались в письменные руководства для этих школ и были доступны только продвинутым ученикам или передавались только устно. 

 

Дан Докерти –  наш учитель, глава школы Удан тайцзицюань, председатель Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун

 

Источник: Practical Tai Chi Chuan International web site

(перевод Виктория Талащенко)

24.09.2009

Вернуться


"Имеет значение не внешняя форма, а то, насколько упорна, постоянна и качественна ваша практика. Если вы понимаете это и стремитесь все глубже овладеть выбранным вами стилем, каков бы он ни был, то вы уже достаточно хорошо поняли Дао"

Ян Цзюньмин