Истинно могучий побеждает самого себя

Китайская алхимия

Китайцы, как и американцы, все­гда были одержимы идеями достижения долголетия, которые они называли «долгая  жизнь без старости». Как дос­тичь этого? Было два пути: внутренняя и внешняя алхимия.

 

Вай Дань: внешняя алхимия

 

Джозеф Нидхэм переводит этот тер­мин как «неорганическая лабораторная алхимия» в противоположность Ней Дань, который он называет «физиоло­гическая алхимия». Он связывает пер­вое понятие с изготовлением эликси­ров на минеральной основе, а второе — с процессами внутри тела человека. Уп­рощенно эти два термина часто пере­водят как «внешняя алхимия» и «внут­ренняя алхимия». Понятие Дань в Ней/Вай Дань то же самое, что в Дань Тянь, «киноварное поле», точка, которую зна­ют люди, серьезно занимающиеся бое­выми искусствами. Она находится примерно на два дюй­ма ниже пупка. Древнее написание это­го иероглифа пред­ставляет собой тигель алхимика, в ко­тором находится киноварь. Киноварь — это сульфид ртути, который считался снадобьем номер один во всех тракта­тах по медицине, написанных Чэнь Нуном во времена восточной династии Хань (25-220).

 

Это вещество тысячелетиями привле­кало китайских алхимиков. Они пыта­лись нагревать его, чтобы разложить на диоксид серы и ртуть, затем они соеди­няли ртуть с серой, чтобы получить чер­ную метакиноварь, которую, опять на­гревая, можно было бы превратить в красную киноварь.

 

Так как же ее использовали? Ее при­нимали вовнутрь, чтобы получить энер­гию, в том числе сексуальную, а также в качестве средства, обеспечивающего долголетие. К сожалению, ртуть ядовита, и если принять ее много, то это поспособствует не долгой жизни, а скорой смерти.

 

Киноварь

 

Со времен династии Шан (ок. 1500 г. до н.э.) китайцы пытались найти эликсир жизни, принимая киноварь, жень­шень и костный мозг приносимых в жертву людей. По настоянию китайских друзей я ел женьшень, желчный пузырь медведя, мясо собаки и змеи. Все это принимается для того, чтобы либо уни­кальные свойства эликсира, либо воз­действие эликсира на химические про­цессы в организме привели к физичес­ким, умственным и даже духовным улучшениям. Даже по сей день многие китайцы и европейцы пользуются всевозмож­ными снадобьями. Я сам испытал это в 1976 году, когда выступал в коман­де Гонконга по кунфу на чемпионате по контактным боям стран Юго-Вос­точной Азии, который проходил в Син­гапуре. Сифу Чью Тенин, один из моих дру­зей по тайцзицюань, держал в Синга­пуре лавку, где продавал травы. Он снабжал нас, меня и моего старшего брата Чоу Кимтуна, женьшенем высо­кого качества, который мы должны были есть перед поединками, чтобы получить больше энергии Ян. После боя мы должны были есть папайю, чтобы уравновесить Ян энергией Инь. Один из официальных лиц в команде Гон­конга предложил мне анаболические стероиды, но я отказался. Однако некоторые участники команды пользова­лись опиумом, чтобы успокоить нервы перед боем. Я получил сильный удар в первом бое от мощного малайца. Кровоизлия­ние было таким сильным, что врач на­стоял, чтобы мне сделали прививку от столбняка. Хорошо известный косто­прав сифу Тань Чикун дал мне травя­ную примочку для моей левой ступни, которая распухла почти вдвое в резуль­тате ударов. Я еще принял желчный пу­зырь медведя от внутренних кровоизли­яний. Кроме того, дядя Чью массиро­вал мои травмы, втирая белое цветоч­ное масло. Все эти способы можно назвать «Вай Дань».

 


Ней Дань: внутренняя алхимия

  

Упражнения Дао-инь
Это противоречивый и плохо изучен­ный предмет, но он нам важен, по­скольку отражает древнюю идею даосизма о достижении долголетия без стар­ческой немощности. Внутренняя алхимия управляется тремя силами: Ци, Цзин, Шэнь, а иероглифы, применяемые для этих терминов, наполнены алхимичес­ким значением. Все они упоминаются в классических текстах тайцзицюань, и мы уже видели эффект от выполнения физических упражнений вообще и уп­ражнений тайцзицюань в частности. Таким образом, мы можем сказать, что тайцзицюань является одним из видов внутренней алхимии.

 

Иероглиф Ци изобра­жает рис, который варится и над кото­рым поднимается пар. Этот иероглиф может означать дыхание, воздух, цир­куляцию, выносливость, характер и много чего еще. В контексте внутренней алхимии лучший перевод, возможно, — «жизненная сила».

 

Иероглиф Цзин изображает прорастающий рис или зерно и киноварь. В нашем контексте «сексуальная энергия» или «жизненная сущность» будут наилучшим эквивален­том.

 

Иероглиф Шень передает идею расширения и по­лучения воли неба или богов, которая проявляется в положении солнца, луны и звезд на небе. В широком смысле этот термин имеет значение «духовная сущ­ность».

 

Китайцы рассматривали эти три силы во взаимодействии. Если респира­торные функции и кровообращение осу­ществляются неправильно из-за болез­ни, стресса, плохой осанки или по ка­кой-либо другой причине, тогда и сек­суальные, умственные и духовные функции также нарушаются. И наобо­рот, если умственное или духовное со­стояние нарушается из-за эмоциональ­ной травмы, употребления наркотиков или чего-либо подобного, тогда крове­носная, дыхательная и сексуальная си­стемы также выходят из строя.

 

Существуют сотни методов и вари­антов тренировки дыхания и кровооб­ращения. Некоторые из них правильные, некоторые нет, некоторые полезны, а некоторые чрезвычайно опасны. Чем больше у вас Ци, тем больше потенци­ального Цзин, а чем больше Цзин, тем по­тенциально больше Шень или духовной сущности.

 

Тайцзицюань и внутренняя алхимия

 

Мозг необходимо снабжать кровью (которая содержит Ци); гипофиз содер­жит гормоны, которые контролируют образование спермы у мужчин или яйцеклеток у женщин; спинной мозг, который является продолжением го­ловного мозга, контролирует вегета­тивную нервную систему, которая ре­гулирует сексуальные функции (выде­ление Цзин) и выработку гормонов (адреналина и др.) и имеет решаю­щее значение для регулирования внут­ренней алхимии. Итак, как же сделать максимальным снабжение Ци, Цзин, Шень? Существуют способы внеш­ней алхимии — принимать препараты и особую пищу, об этом уже говори­лось, и есть также способы внутрен­ней алхимии, которые возникли из ре­лигиозной и философской практики даосизма.

 

Где получить наилучшее Ци? Знаменитые мужи отправлялись в священные горы, в уединенные места, подобные пристанищу последователей даосизма на горе Удан, чтобы медити­ровать — часто в пещерах или шалашах на деревьях, тренироваться и обучать­ся посреди природы. Не случайно, что имена Бодхидхарма и Чжан Саньфэна связаны с дзен-буддийским храмом в Шаолине на горе Сун и даосскими хра­мами на горе Удан и в Баои. Рассвет — это лучшее время для получения кос­мического Ци, когда растения выделя­ют кислород, а воздух чист и прозрачен. Даже в наши дни можно ранним утром встретить в парках китайцев, которые обнимают деревья или выполняют под ними упражнения для привлечения кос­мического Ци.

 

Техника тайцзицюань
Китайские боевые искусства имеют тысячелетнюю историю, как и китайс­кие понятия Инь и Ян, мягкие упраж­нения и массаж применяются в каче­стве оздоровительных средств уже более двух тысяч лет. На протяжении столетий эти отдельные элементы син­тезировались в сложное со многими нюансами боевое искусство, в котором также присутствуют терапевтические, медитативные, философские элементы. Это боевое искусство, которое было распространено сначала среди интел­лектуальной элиты, а потом среди на­родных масс, назвали тайцзицюань.

 

В классических текстах Тай Чи Чуань также говорится об этих трех силах, на­пример, «Песнь тринадцати тактик» гла­сит:

 

Внутри, если живот расслаблен и

спокоен, Ци поднимается,

Когда копчик выпрямлен, Шень

соединяется с макушкой.

Все тело кажется легким и подвижным.

Когда макушка поддерживается.

  

Если мы хотим достичь всего, что здесь перечислено, необходимо, чтобы наши движения были расслабленными и естественными, а спина прямой. За­падная медицина в целом соглашается с этими идеями.

 

Отрывок из книги Дана Докерти «Всё о Тайцзицюань»

26.10.2010

Вернуться


«Простота - последний шаг искусства»
Б.Ли