Истинно могучий побеждает самого себя

Тайцзицюань Лунь («Рассуждение о тайцзицюань»)

Термин Лунь встречается в Лунь Юй (сборнике Конфуция) - рассуждениях Учителя о том, как вести себя в моральном и социальном плане. Таким же образом Тайцзицюань Лунь учит нас вести себя в физическом отношении и, в частности, в отношении боевого искусства. Многие полагают, что этот текст написан Чжан Саньфэном, даосским монахом, создателем тайцзицюань, жившим в XIV веке, хотя доказательств этому пока нет. В тексте есть много упоминаний о дуальности: верх - низ, левое - правое, вперед - назад, пустое - полное. Постоянные изменения важны не только в боевых аспектах, но и для дыхания и кровообращения. Тайцзицюань - практика постоянного взаимодействия Инь и Ян в самых разных проявлениях.

 

"Рассуждение о тайцзицюань"

Во время движения все тело должно быть легким и подвижным,
в особенности же оно должно быть взаимосвязанным.
Ци (жизненная энергия) должна быть возбужденной и кипучей,
в то время как Шэнь (дух) должен быть внутренне накоплен.
Никакое место не должно быть неэффективным или неполноценным,
Никакое место не должно иметь впадин или выступов.
Никакое место не должно быть отсечено или растянуто.

Корень в ступнях;
сила атаки в ногах,
сила управления в талии,
а проявление в руках и пальцах.

От ступней до ног и талии
все должно быть совершенно однородным и одновременным,
ступая ли вперед или двигаясь назад.
Это даст точное определение момента и точные движения.
Если в некоторых местах не достигаются точное определение момента и верность движений,
движения тела становятся случайными и беспорядочными.
эту болезнь следует искать в талии и ногах.
Выше и ниже, спереди и сзади, слева и справа все такие.
В целом все это управляется И (намерением), а не внешне.
Если есть вверх, то тут же есть и вниз;
если есть вперед, то тут же есть и назад;
если есть влево, то тут же есть и вправо.
Если И должно идти вверх,
то в тоже время И устремляется вниз.

Или, если ты поднимаешь что-нибудь вверх,
то здесь же присутствует И, чтобы швырнуть это вниз с увеличенной силой.
Таким образом корни цели будут подрублены,
и разрушение будет быстрым и несомненным.

Пустота и полнота должны четко различаться.
Конечно, каждое место имеет индивидуальный баланс пустоты и полноты,
Каждое место состоит из одного пустого и одного полного.
Все части тела связаны воедино,
не образуя ни малейшего разрыва.

Это тайцзи, он как великая река Чан Цзян,
которая вздымается и течет непрерывно.

Из тринадцати тактик,
Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу и Као;
это восемь триграмм.
Шаг вперед, движение назад, поворот влево, взгляд вправо и фиксация в центре.
Это пять элементов.
Пэн, Люй, Цзи и Ань
это триграммы Цянь, Кунь, Кань и Ли -  четыре кардинальных точки.
Цай, Ле, Чжоу и Као
это триграммы Сунь, Чэнь, Туй, Гэнь - четыре угла.
Шаг вперед, движение назад, поворот влево, взгляд вправо и фиксация в центре
Это металл, дерево, вода, огонь и земля.

пер. с кит. Дан Докерти

пер. с анг. Е. Глушак

14.10.2007

Вернуться


«Простота - последний шаг искусства»
Б.Ли