Истинно могучий побеждает самого себя

Сила-цзинь в тайцзицюань

Иероглиф - ЦзиньЦзинь (сила, усилие) является ключевой концепцией тайцзицюань, пониманию значения которой способствует раскрытие смысла иероглифа, точнее его корневой части, которая определяет само описываемое понятие.  Корневая часть иероглифа Цзинь (в иероглифе располагается слева) — это Ли, что означает «сила» — при написании этой части используется образ плуга — чтобы работать с плугом не­обходима сила, отсюда значение. Также значение Ли-силы, может происходить от образа «вытягивать сухожилия». Так, постепенно, формируется представление о цзинь, как о некотором виде эластичной, упругой физической силы.

Иероглиф - Цзин (Книга)

С другой стороны существует иероглиф Цзин, который используется для обозначения книги, канона, 
например: Дао Дэ Цзин – Книга о Пути и Добродетели, И Цзин – Книга Перемен и т.д. В иероглифе Цзин корневой символ слева означает «шелк», поскольку кни­ги в то время писались на шелке. А дру­гой компонент такой же, как и в иероглифе Цзинь. Таким образом, из сочетания концепций силы (из иероглифа Цзинь) и образования (из иероглифа Цзин) мы можем видеть, как понятие Цзинь в терминологии тайцзицюань приобрело значение «сила» или «мощь» соединенная с техникой, другими словами — обученная, осознанная, упругая сила (в противоположность грубой силе Ли).

Применение Чжоу цзиньЧасто говорят, что практикующие тайцзицюань вообще не долж­ны применять силу. На самом же деле следует отказаться от использования грубой силы, твердости, перенапряжения и зажатости. Цзинь — это тип Ли, но Ли не всегда Цзинь, то есть, грубая сила и твердость все­гда Ли и никогда Цзинь, которая является эластичной, упругой силой. Идея эластичности и упругости несет в себе образ перемен, возможности к постоянным изменениям от Инь к Ян и наоборот. Цзинь может быть мягкой и жесткой, оборонительной и наступательной, растянутой и короткой, медленной и быстрой, скрытой и явной. Цзинь должна проявляется в любых движениях и действиях, приемах атаки и защиты, в удар и бросках, захватах и опрокидываниях. Тренировка цзинь способствует развитию мощи и одновременно легкости движений, гибкости тела и ума, спонтанности, возможности мгновенно приспосабливаться к различным ситуациям, максимально эффективно использовать наши физические и умственные возможности.

 

Когда Нянь (прилипание) это просто Цзоу (движение),
Когда Цзоу это просто Нянь,
Когда Инь не отделяется от Ян,
Когда Ян не отделяется от Инь,
Когда Инь и Ян помогают друг другу,
Тогда мы можем сказать, что понимаем Цзин (натренированную силу).

 

Тайцзицюань Цзин («Канон тайцзицюань»)

 

Можно с натяжкой сказать, что и в других боевых искусствах (имеющих, как и восточные корни, так и  получивших свое рождение и  развитие на «западе») тренируется и используется, свой, характерный для стиля и школы, тип цзинь – тренированной силы.  Различия в технике и методах тренировок, а соответственно и типе используемой «силы», происходят от различий в философии разных стилей и целевого назначения практики стиля. Особенность так называемых «внутренних» школ ушу вообще и тайцзицюань в  частности, состоит в том, что в них уделяется особое внимание интеграции физического действия и волевого импульса, развитию как физических, так и умственных способностей, максимальной осознанности, но в тоже время спонтанности и легкости движений тела и мысли, достижению «самостного», гармоничного состояния. Именно объединение воли-духа (символ Инь) и физического действия (символ Ян) формирует в итоге силу Цзинь.


Другие школы боевых искусств так многочисленны.
Хотя и есть внешние различия,
Все они без исключения дают не более того, что
сильный запугает слабого;
медленный сдастся быстрому;
могучий побьет бессильного;
медленные руки сдадутся быстрым рукам.
Это полностью зависит от врожденной способности,
это не имеет никакого отношения к приобретенной тренированной способности.

 

Тайцзицюань Цзин («Канон тайцзицюань»)

 

Применение Ань цзиньКо­нечная цель прикладного тайцзицюань со­стоит в достижении понимания и эффективного применения Цзинь, методами тренировки, которой являются техники кулачной формы – для предварительной подготовки тела и ума к дальнейшей практике, нейгун – для закалки цзинь, туйшоу – для развития навыков использования цзинь в различных вариантах и ситуациях, саньшоу – для использования цзинь в техниках самозащиты. Излишне говорить, что для того чтобы «понять» цзинь и научиться ее эффективно применять требуются существенные затраты усилий и времени, регулярных и вдумчивых занятий по четкой, планомерной, структурированной системе обучения.

 

Через практику мы постепенно приходим
к пониманию Цзинь (натренированной силы).
От понимания Цзинь мы можем подняться к наивысшему уровню возможностей,
Однако мы должны быть настойчивы в течение длительного времени

И не можем вдруг стать экспертами.

 

После того, как мы поняли Цзинь,
Чем больше мы тренируемся, тем большими экспертами становимся,
Молча запоминай, изучай и подражай.
Постепенно мы достигаем точки, где можем делать все, что пожелаем…

Тайцзицюань Цзин («Канон тайцзицюань»)

 

* информация о лингвистическом значении иероглифа цзинь/цзин взята из книги Дана Докерти «Все о тайцзицюань»

** в статье использованы тексты классических трактатов тайцзицюань в переводах Дана Докерти (с китайского на английский) и Виктории Талащенко (с английского на русский)

 

Титов Антон – президент федерации, инструктор тайцзицюань и цигун

17.02.2011

Вернуться


«Нельзя упорядочить истину. Делать это – всё равно, что пытаться налить в обёрточную бумагу фунт воды и придать ей форму»
Б.Ли