Истинно могучий побеждает самого себя

Пять стратегий ближнего боя в тайцзицюань

1. Нянь (прилипание)

Прилипание означает, что  при контакте с противником руки должны быть как будто приклеенными к рукам противника, чтобы мы могли контролировать его и нанести удар, провести захват или бросок.  Применяя такие техники, которые могут включать нападения на жизненно важные точки, мы мешаем противнику предпринять что-либо против нас.

2. Лянь (непрерывность) (буквальный перевод - «колесницы, которые движутся в одну линию»)


Принцип непрерывности означает, что  оборонительные и контратакующие  действия должны быть непрерывными и связанными. Построены таким образом, чтоб они естественно переходили друг в друга без разрывов.

Изъян – неточные беспорядочные хоть и «непрерывные» движения. Действия должны быть точны и выполнены в нужное время, если обстоятельства не позволяют, следует подождать более подходящего момента.


3.
Мянь (мягкость) (буквальный перевод - «хлопок»)


Мягкость увеличивает способность слушать, быстрее реагировать, уклоняться от атаки  и выпускать усилие таким образом, что противнику было труднее прореагировать вовремя. Мягкость должна присутствовать в нужное время в нужном месте.

Изъян - избыток мягкости приводит к вялости. Этого следует избегать.


4.
Суй (следование)

Принцип следования  несет в себе идею движения вперед, назад, влево, вправо согласно действиям противника, что способствует лучшей подвижности, маневренности и определению лучшего момента для ответных действий.

Изъян и противоположные этому принципу крайности  – чрезмерная суетливость при передвижении, неадекватное реагирование на действия противника.

5. Бу Дю Дин (не терять, не упираться)


Не упираться значит воспринимать действия противника, слышать его движение, моментально реагировать на него. Ненужное сопротивление приводит к напрасному расходу энергии.

Не терять значит прилипнуть к противнику, следовать за ним, принуждая оказаться в невыгодном положении,  для проведения эффективной атаки.  Другими словами, мы не должны терять контакт с противником, тем самым позволяя ему предпринимать новое нападение.

Противоположные этому принципу крайности – ошибочный отрыв (фаньли) и ошибочное упорство (фаньдин).


Все эти стратегии тренируются в техниках туйшоу, со временем они должны стать  второй сущностью. В их основе лежит идея необходимости контролировать противника и поставить его в такую позицию, где он потеряет равновесие или легко подвергнется удару, броску, захвату или другому приему.


Описание вышеизложенных тактик в классике тайцзицюань:


Прилипай, будь непрерывным, будь мягким, следуй,

не разрывай контакт и не сопротивляйся.


Да Шоу Гэ («Песнь бойца»)

20.01.2011

Вернуться


«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»

Конфуций