Истинно могучий побеждает самого себя

«Три сокровища» цигун (часть I)

Сейчас слово цигун на слуху у многих. Как мы понимаем этот термин и чего от него ждём? Что это для нас – тайные энергетические практики с чудо-эффектами или просто дыхательная гимнастика, как тоже любят говорить? Давайте разбираться вместе!

 

Итак, до 20-го века единого понятия «цигун» не было. В прошлом столетии под этим словом объединили целый ряд школ и направлений: эзотерические практики, лечебно-профилактические программы, методики укрепления и развития тела, методы медитации и т.д.  Несмотря на определенные различия в целях, методах и упражнениях различных направлений цигун общим для них является понятие и комплексная работа с «тремя сокровищами» («цветками») цигун  – цзинь, ци и шэнь.

 

«Что же такое три цветка?Это три драгоценности человеческого организма: семя-цзин, дыхание-ци и дух-шэнь. В организме они постоянно превращаются друг в друга и в сущности представляют собой разные аспекты единого целого.

Семя-цзин — как бы тончайшая фракция любого проявления материи и корень-основа жизни. Например, в главе «Слова об истине стоимостью в ларец золота» в трактате «Су-вэнь» говорится: «Семя — это то, что является корнем организма». Существует два истока семени-цзин в человеческом организме. Первый — пренатальный, или «прежденебесный», — воспринимается от родителей. Оно является основой рождения, роста и развития человеческого организма. Второй источник семени — то, что называется семенем Последующего Неба. Это семя образуется из чистого ци, которое есть в атмосфере, и тонкой «фракции» продуктов питания, поступающих в организм. Она используется для нужд физиологических процессов развивающегося организма. Семя Прежнего Неба и семя Последующего Неба дополняют друг друга и помогают друг другу. В древности говорили: «Пока в человеке есть дыхание-ци, он живет, когда истощается семя-цзин, человек умирает».

Дыхание-ци служит материальной основой процессов жизнедеятельности человеческого организма. В этом случае оно называется изначальным дыханием (юань-ци), или истинным дыханием (чжэнь-ци). Существует также дыхание-ци внутренних органов, дыхание-ци каналов и меридианов, главное дыхание-ци, питающее дыхание (ин-ци), защитное дыхание (вэй-ци) и т. д. Таким образом, упражнения с дыханием-ци составляют очень важную часть всех комплексов упражнений, направленных на совершенствование организма и укрепление здоровья.


Обобщив, можно сказать: в человеке и во вселенной — повсюду присутствуют три основных составляющих, три драгоценности: семя, дыхание и дух, которые связаны между собой, преобразуются друг в друга, образуя единое целое. Семя — основа и база, дыхание— движущая сила, а дух — правитель. Так что дыхание-ци рождается в семени-цзин, а трансформация и жизнь семени зависят от дыхания-ци. Семя и дыхание представляют собой основу и источник энергии для жизнедеятельности духа-шэнь в организме.

Все живые существа — и растения, и животные, и люди — обладают семенем-цзин, дыханием-ци и духом-шэнь, однако только человек по-настоящему одухотворен, поэтому он и способен познавать вселенную, преобразовывать природу и общественное устройство.»

Ли Чжунъюй, «Основы науки цигун»

 

Динамический цигунКак на практике выглядит взращивание «трех цветков»? В любом упражнении и комплексе цигун идёт работа по трём направлениям:

- регулирование тела и сущности («цзинь») включает создание внутренней структуры – правильного положения тела, осанки, снятие излишнего напряжения с сохранением приятного тонуса мышц в статическом цигун и умение плавно, скоординировано двигаться, сохраняя сбалансированную позицию в динамическом цигун, что обеспечивает беспрепятственную циркуляцию крови и энергии, а также укрепляет внутренние органы человека;

- регулирование дыхания (ци) включает освоение различных техник дыхания, обеспечение синхронности дыхания и движения, развитие внутреннего усилия в движении с помощью дыхания, массаж внутренних органов с помощью дыхания, регуляцию состояния психики и многое другое;

- регулирование сознания (шэнь) включает два больших раздела работы с мыслеобразами: в статическом цигун мыслеобраз удерживает позицию и направляет дыхание, успокаивает эмоции, в динамическом создаёт рисунок движения, обеспечивает его скорость, амплитуду, силу и направление внутреннего усилия, потока энергии.

 

Упражнения для развития гибкостиТолько в постоянном сочетании этих трёх видов работ создаётся цигун. Если заниматься только внешней формой, только работой с телом – это будет физкультура, а не цигун, методы которой не позволяют эффективно воздействовать на психику человека. Если в основном работать с мыслеобразом – это будет медитация, область применения которой относительно ограничена при ее практике без сочетания с физическими движениями. Если уделять внимание только технике дыхания – это будет дыхательная практика, способная доставить даже эйфорию, но эффект краткосрочен, в отличии от цигун. За счёт работы с «тремя сокровищами», цигун воздействует комплексно на организм человека и обеспечивает оздоровление.

 

При написании статьи использовалась следующая литература:

Ли Чжунъюй, «Основы науки цигун»

 

Ирина Волнянская, врач общей практики, инструктор цигун и группы обучения массажу

17.10.2011

Вернуться


«Воздержись от спора – никого не убедишь. Мнения как гвозди: чем больше по ним колотить, тем больше они влезают»

Ювенал