Истинно могучий побеждает самого себя

"Три сокровища" цигун - Энергия Ци (часть I)

Иероглиф 'Ци'Онтологическое определение и значение ци


Среди категорий китайской культуры нет ни одной столь важной для понимания даосских практик, как ци. Уже тот факт, что это слово переводилось на русский язык и как «дух», и как «материя», свидетельствует  о том, что мы встретились с чем-то загадочным и достаточно странным: ведь  для нашей культуры дух и материя – нечто взаимоисключающее, и одна и та же сущность никак не может быть и тем и другим. Или для этих странных китайцев не существует закона исключенного третьего?

Ци – понятие, конечно, весьма многозначное, поэтому начнем с его философского и мировоззренческого смыслового уровня.

 

Древнекитайский философ-скептик Ван Чун (1 в н.э.), рассуждая о природе ци,  привел пример, который можно считать классическим: ци, сгущаясь, становится веществом, а истончаясь, - духом, подобно тому как лед при нагревании превращается в воду, а вода – в пар. Таким образом, между духом и веществом, материей и сознанием нет и не может быть непреодолимой грани, это не более чем разные состояния, модусы единой субстанции. Все, что есть  в мире, - это ци, и кроме ци и его состояний ничего нет. Утонченное, разреженное ци – дух, сгустившееся – вещество. Ци в своей первозданной тончайшей природе, еще не знающей полярности отрицательного (темного) инь и положительного (светлого) – ян, есть не что иное, как Изначальный Дух (юань шэнь). Но и самый неотесанный и бездушный камень как бы чреват одухотворенностью, подобно тому как и в безднах Изначального Духа притаилась грубая вещественность. Вещество – «замороженный» дух, и дух, - «оттаявшее» вещество. Поэтому если правда то, что природа в своей основе одухотворена, то справедливо также и то, что дух натуралистичен. Материя и дух единосущны, здесь нет места для трансцендентного мира вечных идей или дуализма духа и вещества, духа и плоти. Более того, дух и вещество находятся в состоянии постоянного взаимоперехода,  взаимопереплавки. Мир – гигантский горн, в котором все сущее, представляющее собой лишь различные формы и состояния ци, постоянно переплавляется, меняя  свои очертания. Как писал великий поэт – одописец и философ Цзя И (200-168 г. до н.э.):

 

Бесконечно Великий Гончар

мириады вещей созидает.

Не познать размышлением Небо,

Дао-Путь не постигнуть рассудком,

И мгновение смерти своей

разве кто-нибудь знает?

Можно Небо и Землю

с пылающим горном сравнить.

Превращения и перемены

свершают работу,

Уголь -  силы инь-ян,

все на свете – кипящая медь.

То погаснет, то вновь разгорится огонь,

переплавкам вселенским нет счета,

Не найти постоянства ни в чем.

Мириады метаморфоз,

сотни, тысячи превращений,

Нет предела-конца непрестанному

круговороту.

Человек появляется в мире невольно –

к чему так цепляться за жизнь?

После смерти изменится,

Станет чем-то иным,

горем можно ли это назвать?

 

Ци предельно динамично. Оно не есть покоящаяся и «пребывающая» субстанция, скорее, о ци можно помыслить как о мощных потоках жизненной силы, жизненной энергии, пронизывающих всю Вселенную и формирующих всю Вселенную. Все в мире столь же динамично. Онтология даосизма – онтология процессов, а не вещей. Каждая вещь – тоже процесс. Вот гора. Кажется, что она не измена. Но ведь и она некогда возникла, она постепенно стареет, обветривается и наконец, превращается в песок. А потом в ходе каких-то тектонических процессов из этого песка может  возникнуть новая гора. В мире господствуют перемены (и); «совершенный мудрец следует им – и процветает, низкий человек противится им – и гибнет». И Дао-Путь – великий регулятор перемен.


Итак ци динамично, по своей сути это жизненная энергия, жизненная сила, пронизывающая весь мир, все вещи и все существа этого мира. Мир даоса – не спиритуален и не материален, он энергиен.

 

«Человек живет в ци, подобно тому как рыба живет в воде», - часто говорят даосы. Но ци не толькоАккупунктурные меридианы
вокруг человека. Самое главное, что оно и в самом человеке (имеется в виду ци в узком смысле этого слова, как жизненная энергия, витальная сила): через энергетические каналы (цзин) нашего тела ци циркулирует по всему организму, наполняя жизнью каждую клетку, каждый орган, каждую кость или мышцу. В основе любой болезни – нарушения циркуляции ци, «засоры» и «заторы» на его пути. И мудрый врач лечит не больной орган и тем более не симптомы болезни, он восстанавливает свободную циркуляцию ци в теле, разрушая воздвигнутые на ее пути барьеры и дамбы. Это одна из основ традиционной китайской медицины, тесно связанная в своем развитии с даосизмом. Да и сами меридианы китайской акупунктуры (иглотерапии) есть не что иное, как каналы, по которым текут потоки Единой Силы – животворящего ци.

 

В некоторых текстах ци сближается с кровью, и тогда мы имеем достаточно широко распространенное в мире представление о крови как носителе жизненности и одушевленности.  О таком сближении свидетельствует даже современный китайский язык, в котором слово «кровь» представлено биномом сюэ-ци («кровь – ци»).

 

Все это имеет самое непосредственное отношение к даосским практикам, ибо именно умение концентрировать, накапливать ци в теле, обеспечивая его беспрепятственную циркуляцию, образует  самую суть даосских методов обретения бессмертия и совершенства. « Ци для жизни» - вот кредо практикующего даоса.

 

При написании статьи использовалась следующая литература:

Евгений Торчинов, "Даосские практики. Путь золота и киновари"

19.12.2011

Вернуться


«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос»

Плутарх