Истинно могучий побеждает самого себя

Познай себя и ты познаешь мир

Мечтая открыть секрет счастья, человек исследует мир. В этом поиске, не находя ответа, некоторые погружаются в переживание «вселенской несправедливости». А кто-то становится на путь познания, правда не лишенный трудностей. Но сулящий получение необходимых ответов, как ключи к сейфу под названием «счастье», который стоит у каждого в доме, часто лишь в качестве интерьера.

 

Почему же путь познания мира лежит через самопознание? И здесь ответ прост – «человек есть мера всех вещей». Несмотря на объективность окружающего мира, каждый человек видит его по-своему. К примеру, возьмем яблоко и спросим – «какое оно?». Мы получим множество самых разных ответов. Для кого-то оно будет сладкое, для кого-то красное или ароматное, а для человека с аллергией оно может быть даже опасное. Так какой же этот предмет? Он такой, каким видим его мы. Впрочем, как и все в этом мире. От психологов можно часто услышать, что мир состоит из нейтральных событий и человек сам наделяет их положительным или отрицательным знаком и важным или бессмысленным значением. Когда у Т. Лири (основоположника трансперсональной психологии) спросили, почему он вызывает такие разные реакции людей (некоторые его боготворят, другие ненавидят), он ответил – люди имеют такого человека, которого заслуживают.

О чем говорят эти примеры? О существовании, по крайней мере, двух миров – субъективного и объективного, внутреннего и внешнего. И такое различение не случайно. Мир внутренний представлен системой представлений и отношений к себе, другим, природе. Мир внешний – причина и результат существования мира внутреннего. Мир объективный формирует сознание, которое потом и изменяет этот мир.

 

Основа гармоничного взаимодействия двух миров лежит в качестве, совершенстве инструмента познания, т.е. в самом человеке. Одним из способов  гармонизации отношений с собой и окружающим миром является практика тайцзицюань. Такое утверждение базируется на личном опыте как в тайцзицюань, так и в психологии.

 

Изначально практика тайцзицюань ориентирована на тело. Человек, знакомясь с техникой тайцзи, зачастую сталкивается с ограниченными возможностями своего организма, своего тела. На этом этапе тело есть результат сложных жизненных потрясений и внешних воздействий, и очень часто – результатом непонимания или игнорирования потребностей.

 

Практиковать тайцзицюань, значит стать активным творцом своей жизни через понимание себя. «Мне не хватает гибкости», говорят в начале тренировок практикующие, то же самое можно услышать от людей, не умеющих изменять свой стиль поведения, когда того требует ситуация. Смысловое сходство двух сообщений очевидно. Наши внешние реакции очень часто опираются на характеристики чувственного восприятия мира. Это становится очевидным, если сравнить, к примеру, поле зрения и широту взглядов, невосприимчивость к внешним раздражителям и толстокожесть, близорукость и нежелание (невозможность) смотреть вперед.

 

Занятия тайцзицюань – это инструмент развития чувствительности, следовательно,   улучшение состояние тела и социальных возможностей. Все те же психологи утверждают, что в основе непонимания друг друга лежит неумение слушать. Но это не только работа слухового анализатора, а направление внимания в точку контакта. В этой точке сходятся сообщения разного содержания от разных источников: слова, мимика, жесты, поза. В этом и есть основа тайцзицюань. Ведь именно слушанию учит парная работа туй-шоу. Не ударить, а услышать, проинтерпретировать, провести манипулятивное намерение партнера мимо себя, при этом, не теряя его из вида и контакта.

 

Так что же такое тайцзицюань? Боевое искусство или искусство жить в гармонии с миром? И то и другое. А каждый практикующий, как правило, находит еще и свою точку приложения этого искусства познания себя!

 

Игорь Шафоростов, практик тайцзицюань, психолог, преподаватель ДНУ

02.03.2010

Вернуться


«Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь»

Мишель де Монтень