Истинно могучий побеждает самого себя

Кулак Великого предела

Достаточно сложно давать однозначные определения, что такое тайцзицюань. «Тайцзи», первая часть названия этого искусства, переводится как «Великий предел», а вторая – «цюань» – это «Кулак». Термином «цюань» обозначаются стили воинских искусств. То есть тайцзицюань – это боевое искусство. Но возникает вопрос: это только боевое искусство или нечто большее?  

 

Уникальность тайцзицюань и его несколько отдельное положение среди китайских и всех прочих воинских искусств мы найдем в первой части названия – «тайцзи». Тайцзи или «Великий предел» – это одна из центральных философских категорий даосизма, которая обозначает состояние высшей гармонии, следование своему пути Дао. Но, что имеется в виду под понятием «высшая гармония»?

 

Если мы попытаемся разделить два момента оздоровление и воинское искусство в тайцзицюань, то мы увидим что это очень сложно, потому что они слиты у его основания. Сами принципы обучения и выполнения техник предполагают такую работу, которая ведет к оздоровлению, причем к оздоровлению на системном целостном уровне.

 

Когда мы обучаемся воинской технике, мы используем такие принципы, как слушать, следовать, изменять, которые на первый взгляд, не сильно соотносятся со сложившимся образом воинских искусств. Мы учимся не только, и не столько, воздействовать на другого с целью его победить, а, прежде всего, слушать себя, понимать свое положение тела, слушать и понимать другого. Это означает слушать и понимать движение, положение тела, намерения, действия свои или партнера. И такая работа предполагает тренировку на всех уровнях, работу с собой как с целостной системой.

 

Принимая усилие партнера, мы действуем с минимальными для себя энергетическими затратами. Не противостоим ситуации, а пытаемся ее использовать. Как этого добиться? Мы знаем себя – положение нашего тела позволяет нам быть готовым к эффективному ответу в любой момент времени. Также знаем другого – слышим его усилие, знаем слабые места его позиции, и можем воспользоваться этим. Навык знания себя и другого это не врожденная способность, этому может научиться каждый, кто практикует методы, отобранные в результате тысячелетней практики.

 

Древние китайские философы говорили: «Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного». Но и вода может быть разной – тихим спокойным потоком, мощным водопадом, океанской волной и т.д. Так и в тайзцицюань – нужна мягкость и мощь одновременно.

Люди, стоявшие у истоков тайцзицюань, искали пользу не только в воинском применении, но и в других областях жизни, и это побудило их создать универсальный метод, где каждый может найти то, что подходит именно ему.

 

Мой учитель настаивает на том, что тайцзицюань – это, прежде всего боевое искусство, и весь его жизненный опыт как бойца и учителя подтверждает это. Действительно, именно через практику тайцзицюань как воинского искусства, нам открываются знания о себе, о взаимодействии с другими.

 

В тайцзицюань сливаются два аспекта воинская техника (цюань) и Великий Предел (тайцзи) наших постоянно меняющихся возможностей в изменчивом мире. И вряд ли кто-то сможет взять на себя ответственность и очертить все грани этого искусства. Ведь каждому из нас в занятиях тайцзицюань по-своему открывается философия жизни и духа на кончиках пальцев...

 

Роман Бабич, основатель федерации

18.01.2010

Вернуться


«Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни»

Демокрит