Истинно могучий побеждает самого себя

Классификация стилей ушу

До 18 века многие стили не имели своего названия и обобщенно назывались, например, просто «цюань» (кулак) или «чанцюань» (длинный кулак). Но при появлении все большего количества стилей и направлений ушу возникла необходимость разбивки их по группам.

Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары» появилось едва ли не одновременно с формированием самих стилей ушу, приблизительно в 14 веке, и до сих пор многими мастерами считается хотя и самой простой, но при этом самой разумной схемой.

К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней средней дистанции, а при ударах руки и ноги выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции.

11.jpg 12.jpg 13.jpg 10.jpg 9.jpg

«Короткие удары» объединяли стили,   в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда  в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносились не выше живота, чаще всего по ногам.

Долгое время название «Чанцюань» было обобщающим термином для сотен непохожих стилей и направлений. Например, даже тайцзицюань первоначально назывался чанцюань.  Лишь с 18 века началась более подробная дифференциация стилей, у которых появились собственные названия.


Еще одной системой классификации стало деление ушу на внутренние (нейцзяцюань) и внешние направления ушу (вайцзяцюань).



1.jpgТрадиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующихся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Иногда к группе «внутренней семьи» причисляют стили  ицюань («Кулак воли»), дачеэнцюань («Стиль великого достижения»),  люхэбафацюань («Стиль шести соответствий и  восьми способов») и несколько других, хотя чисто внутренними признаются лишь первые три. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним.

2.jpg 3.jpg 4.jpg


Еще одна классификация подразделяет ушу на три большие направления: шаолиньское, уданское и эмейское. Все они возникли в святых местах, которые так или иначе связаны с  многочисленными мифами о таинственных даосах или буддистах.



мон.jpgШаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань, где якобы испокон веков селились маги и даосские15.jpg небожители. Следует различать два понятия - «шаолиньцюань» и «шаолиньпай». Первое (дословно - «Шаолиньский кулак») - это стиль, который практиковался непосредственно в Шаолиньском монастыре, а также ряд стилей, которые выросли из монастырских комплексов, например, хунцюань («Красный кулак»), лоханьцюань («Кулак архатов»), мэйхуацюань («Кулак сливового цветка»), баоцюань («Взрывающийся кулак»). Когда-то эти комплексы под такими названиями были созданы шаолиньскими монахами, а затем путем доскональной проработки их техники переросли в самостоятельные стили. «Шаолиньпай» в отличие от «шаолиньцюань», - понятие более широкое, включающее в себя все стили, которые так или иначе, реально или легендарно, связывают свое происхождение с Шаолиньским монастырем.

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй,

8.jpgкоторые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (13 век). Считается, что раньше всего здесь возникло «искусство боя с мечом внутренних алхимиков с гор Удан», которые таким образом стремились укрепить свою физическую природу для дальнейшего «пестования пилюли бессмертия внутри себя». Потом возникла версия, что понятия «внутренние стили» и «уданское направление» обозначают как в техническом, так и в теоретическом плане одни и те же стили: тайцзицюань, багуачжан и синьицюань.

 

7.jpgПоследнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в 17 веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока - мистический и внешне-прикладной - сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.

Еще одно разделение ушу, «южно-северное», возникло где-то в середине 17 века. Южным считались стили, практиковавшиеся к югу от Янцзы, северными, соответственно, - к северу. Основными представителями южной группы считались стили уданского направления, а северной - шаолиньского. Появился и другой тип разделения по северо-южным группам. Все стили, которыми занимались на юге Китая в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Хунань,  Чжэнцзян и других, стали относить к «Южному кулаку» (наньцюань).

 

5.jpgНи одна из систем классификации не является буквальной, смысл их создания определен мифологическим характером китайской традиции. Они созданы для того, чтобы зафиксировать ушу как некий целостный механизм в пространстве культуры. За различными системами классификации ушу стоит твердое понимание того, что внутреннее тело ушу, безусловно, едино, и все стили - ветви этого единого ствола.

10.08.2008

Вернуться


«Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – на славу»

Гете