Исторический обзор развития боевых искусств КитаяКитайская культура возникла на берегах Желтой реки (Хуанхэ) и за многие тысячелетия распространилась по всей Азии. Для окружающих стран Китай всегда был развитым культурным центром, у которого многое заимствовали и перенимали. За тысячи лет сами китайцы в качестве эмигрантов распространились по всем уголкам Азии, принеся с собой свою культуру и обычаи. Постепенно китайская культура стала основой для других стран Азии. Естественно, китайские боевые искусства также оказали существенное влияние на другие азиатские страны. В Китае хорошо известно, что для успешного противостояния другим стилям каждый боевой стиль должен включать в себя четыре основные категории техник: удары руками, удары ногами, борьбу и циньна (техники захвата и удержания). Будучи экспортированными в соседние страны эти техники со временем породили множество стилей. Например, в Японии, удары руками и ногами, легли в основу каратэ, приемы борьбы привели к появлению дзюдо, а циньна превратилось в дзю-дзюцу. Тем не менее, сущность и секреты китайских боевых искусств, созданных в буддийских и даосских монастырях, стали полностью известны широкой публике в Китае только при династии Цин (1644-1912), а на Западе - лишь в последние три десятилетия. В том, что касается организации и техник боевых искусств, исторический период до 500 н.э. не изобилует документами. Наиболее полные из них, известные на сегодняшний день, относятся к Шаолиньскому монастырю. Который со времен династии Тан (618-907) на законных основаниях имел свою собственную школу боевых искусств, в то же время, накапливая и развивая воинские знания и навыки из внешнего мира на протяжении многих столетий. Когда маньчжуры захватили Китай и основали династию Цин (1644-1911) , для предотвращения восстаний населения Китая обучение боевым искусствам было запрещено. Этот запрет действовал с 1644 по 1911 годы. Для сохранения накопленных боевых знаний в этот период, становятся доступными мирянам, многие хранившиеся ранее в секрете за монастырскими стенами, техники боевых искусств. В то же время в самих монастырях практика ушу сохранялась в тайне от государства. Происходит рассекречивание некоторых шаолиньских боевых техник, окончательно формируются такие крупнейшие стили, как тайцзицюань, багуачжан, синьицюань и др. Появляется и развивается все большее и большее количество новых стилей. В 1911 году династия Цин пала в результате революции Сунь Ятсена. Значение боевых искусств было подвергнуто пересмотру, и постепенно их секреты начали открываться широкой публике. С 1920 по 1930 годы было опубликовано множество книг по боевым искусствам. В этот же период президент Чан Кайши, дабы сохранить китайские боевые искусства, распорядился об основании Нанкинского Центрального института гошу (1928 г.). Для работы в нем были приглашены многие известные мастера. Традиционное название ушу (боевые техники) было заменено на чжунго ушу (китайские боевые техники), или, сокращено, гошу (национальные техники). Впервые в Китае под руководством правительства были собраны для обмена опытом все разнообразные стили китайских боевых искусств. К сожалению, всего через три выпуска началась II мировая война, и обучение в институте было прекращено. По окончании II мировой войны в 1945 году материковый Китай достался коммунистам. При их власти все религии были запрещены, запрещено было и обучение в Шаолиньском монастыре. Позднее обучение ушу было организовано в Национальном институте атлетики. В этой организации ушу специально преподавалось в «усеченном» виде, чтобы избежать возможного объединения мастеров боевых искусств против правительства. Китайская история свидетельствует о том, что почти все удачные революции были обязаны своим успехом именно объединению мастеров боевых искусств. К сожалению, в коммунистическом Китае ушу было низведено до уровня художественной гимнастики. В конце концов, оказалось, что спортсмены, подготовленные в этот период, не умеют даже защитить себя. Целью такой подготовки был исключительно внешний эффект. И это положение вещей сохранялось до конца 80-х годов. После того как коммунисты поняли, что сущность боевых искусств - их тренировочная методика и боевые применения - теряется со смертью старых традиционных мастеров, вновь начал возрождаться традиционный тренинг. Были разработаны многочисленные программы для обучения зарубежных мастеров боевых искусств, а также создана особая организация под названием «Группа исследования боевых искусств». Ее назначением был поиск уцелевших традиционных мастеров и сохранение их знаний в виде книг или видеозаписей. Совершенно другой была ситуация на Тайване. Когда Чан Кайши отступил с материка на Тайвань, он привез за собой много известных мастеров, которые впоследствии передали свое искусство ученикам. При этом были сохранены традиционные методы тренировок, так что эти китайские боевые искусства сохранились в традиционном виде. Многие китайские боевые искусства также сохранились в Гонконге, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, Японии и Корее. Сейчас широко признано: чтобы искусство ушу сохранилось, все мастера должны объединиться и открыто делиться своими знаниями. Практика боевых искусств сегодня не имеет ничего общего с войной. Возможность их применения в качестве средства самообороны также снизилась в сравнении с древними временами. Ушу - это искусства, для развития которых потребовались тысячелетия истории Китая. Все, чему мы можем теперь обучиться, - это их дух. Изучая их, мы учимся дисциплинировать себя и развивать наше миропонимание, а также поддерживать свое духовное и физическое здоровье. Материал взят из книги Ян Цзюньмина "Тайцзицюань стиля Ян. Полная форма и цигун" |