Истинно могучий побеждает самого себя

Что такое тайцзицюань?

Тайцзицюань - это стиль китайского воинского искусства. Термин "Тайцзи" означает "Великий предел", и "цюань" - укороченный вариант "цюань фа", что означает "кулачная техника". Таким образом, тайцзицюань - Кулак Великого Предела.

 

Тайцзи то же самое, что и тайцзицюань?

Строго говоря, они отличны. "Тайцзи", буквально означает "великий предел", т.е. космос, тогда как Тайцзицюань - воинское искусство. Понятие Тайцзи можно найти во многих китайских философских и метафизических течениях, таких как Даосизм, фэн-шуй, а так же в военной стратегии. Основной принцип Тайцзи - инь-ян, который символизирует два дополняющие и противостоящие аспекты действительности, которая содержит семя данной противоположности.

 

Однако, много людей, особенно на Западе но также и некоторые китайцы самостоятельно, сокращают термин Тайцзицюань до Тайцзи. Почти всегда те, кто говорят, что они "играют" Тацзи - это те, кто практикует упрощенную форму Тайцзицюань без ее боевого аспекта. Можно играть Тайцзи, но это не Тайцзицюань, который является серьезным боевым искусством, требующие больших усилий и выносливости.

 

Почему Тайцзицюань назвали Тайцзицюанем?

Потому что и философия, и применения этого вида боевого искусства базируются на понятии Тайцзи с его основными принципами инь и ян. Действительно, если Вы не в состоянии понять концепцию инь-ян, Вы упустите сущность Тайцзицюань. Например, если Вы думаете, что Тайцзицюань только мягок и никогда жесток - это неправильное представление, которое не редко встречается среди многих занимающихся Тайцзи, и показывает отношение к Тайцзицюань как только инь - Вы вероятно делаете танец Тайцзи, а не Тайцзицюань. Понимание инь и ян само по себе не достаточно, это понимание изменений инь и ян как демонстрирует в символ тайцзи, который являются фундаментальным для искусства.

 

Кто создал Тайцзицюань?

Не было единственного основателя поскольку Тайцзицюань развивался многие столетия усилиями многих людей. Из исторических записей, самое раннее упоминание о термине Тайцзи в боевых искусствах было сделано во время китайской Династии Тан ( 618-906). Самое раннее использование термина Тайцзицюань было во время следующей династии Поздней Лин ( 907-923). Мастером которому обычно приписывают, основание Тайцзицюаня, как всесторонней системы боевого искусства был Чжан Сань Фэн, что жил в конце Династии Сун в 13- ом столетии. Чжан Сань Фэна многие называют Первым Патриархом, не основателем, Тайцзицюаня.

 

Какая польза от занятий Тайцзицюань?

Мастера Тайцзицюаня говроили о трех пользах от занятий Тайцзицюань:

 

- хорошее здоровье

- самозащита

- духовное развитие

 

Занятия Тайцзицюань - превосходный способ продвинуть физическое, эмоциональное и умственное здоровье. Некоторые аспекты тренировок мягки и изящны и не требуют специальных приспособлений. Тайцзицюань - очень эффективное военное искусство, где масса бойца и физическая сила не обязательно выигрышные факторы. Однако, чтобы использовать это эффективно как воинское искусство нужно подвергнуться намного более строгому обучению чем необходимое для укрепления здоровья.

 

Духовное развитие было целью ранних Даосов, и они желали достигнуть просвещенного уровня понимания Дао через медитацию в движении и гармонизации сначала с их собственным телом, затем с другими и наконец со Вселенной.

 

Каким образом Тайцзицюань улучшает здоровье?

Если практиковать должным образом каждое движение Тайцзицюань, то в нем будет прорабатываться тело, дыхание и ум. Тело, дыхание (энергия) и ум (дух), известный как цзин, ци и шэнь, являются "тремя сокровищами" каждого человека. Если какое-либо из этих сокровищ не в порядке, то это приводит физическому, функциональному или умственному заболеванию. В то время как западная медицина отделяет физические болезни от ментальных проблем, и часто нерешительна по поводу функциональных нарушений (сердечно-сосудистые болезни, диабет, астма и рак), китайская традиционная медицина подходит к человеку целостно. В китайской медицинской философии, здоровье и болезнь принадлежат тому же самому континууму; здоровье - то, когда три сокровища работают естественно, болезнь, когда один или больше из них - не в порядке. Занимающийся Тайцзицюань практикует правильные и сбалансированные позиции, и таким образом сокращающает проблемы, вызванные плохой осанкой (боли в пояснице, плечах и т.д.). Во время занятий тайцзицюань мы прорабатываем все соединения и вытягиваем сухожилия и связки, что способствует устранению артритов и других проблем суставов и связок. Мы регулируем дыхание, и течение крови по рукам, таким образом снимая проблемы астмы и высокого/низкого кровяного давление. Мы уменьшаем напряжение сознательно практикуя расслабление и сосредоточение на выполняемых движениях, таким образом очищаем и успокаиваем сознание.

 

Может ли Тайцзицюань использоваться для боя?

Конечно, иначе это не был бы Тайцзицюань. Помните, что цюань означает кулак или боевое искусство. Но если Вы практикуете только стилизованную форму, независимо от того, как изящна она или как долго Вы занимаетесь, это - только упражнения, такой подход не будет эффективен для самозащиты. Улучшение здоровья это много, но это еще не все, так как для максимальной пользы должны присутствовать все аспекты искусства. Боевая практика улучшает координацию, баланс, восприятие, силу, стойкость, упругость и точность в движении. Это придает смысл движениям в формы и, следовательно, позволяет выполнять ее на более высоком уровне. Необходимо найти компетентного инструктора, который может научить вас аспектам самозащиты, поскольку они не легки и требуют специального подготовки тела (Нэй Гун).

 

Сегодня большинство адептов тайцзи приобретают хорошее здоровье. Бессмертие - это другой вопрос. Если это означает сохранить физические и умственные способности до самой смерти, тогда этого можно достичь с помощью тайцзицюань.

 

Необходимо ли становиться Даосом, чтобы обрести высшее достижения в Тайцзицюань?

Многие из первых занимающихся тайцзицюань были простыми неграмотными крестьянами, которые занимались для самозащиты. Они не были мудрецами, и все же достигали самых высоких уровней искусства через усердие и тяжелую практику. Знание теорий философии Дао - огромная помощь в понимании искусства, но возможно превзойти других и без этого.

 

Что такое таинственная энергия Ци, о которой каждый говорит?

Есть много неправильных представлений об этом слове, поскольку обычно это означает много различных вещей в различных контекстах. Китайский - контекстный язык и слова нужно понимать в контексте, в пределах которого они употребляются. Термин Ци может подразумевать дыхание, и правильное дыхание - важный аспект Тайцзицюань. Ци может означать внутреннюю силу, которая может быть использована, если тело расслабленно и скоординировано, и как противоположность выступает понятие жесткости, блокирующей поток Ци. Упражнения тайцзицюань основаны на том, чтобы увеличить уровень Ци - сочетание растягивания и сжатия, расслабления, укрепления и тренировок в координации. Мы прорабатываем мышцы другим способом, чем в западных тренировочных программах. Цель тренировки в тайцзицюань не развитие больших мускул или формирование особых пропорций тела, а более эффективное использование мускулатуры.

 

Упражнения придают мышцам упругость, которая позволяет поглощать силу, что дает возможность мастеру противостоять ударам руками и ногами. Я пришел к выводу, что эти упражнения намного более трудные, чем западные упражнения, и они приносят пользу здоровью и снижают действия стресса.

 

Почему - Тайцзицюань, назвали внутренним боевым искусством?

Есть несколько мнений.

 

Во-первых, Шаолиньское ушу было привнесено в Китай Да Мо, индийским Буддистским монахом, и было внешним искусством, тогда как Тайцзицюань был создан Чжан Сань Фэном, который был китайцем. Мое личное наблюдение состоит в том, что все боевые искусства имеют внешние и внутренние компоненты. Внешние - то, что может быть замечено, блоки, удары, уклонения и т.д. Внутренние - то, что не может быть замечено то есть, - аспект управления - сила, произведенная для удара рукой, ногой и т.д. Внешние методы используют в большей степени внешнюю (мышечную) силу, чтобы отразить нападение, тогда как внутренние методы сосредотачиваются на использовании минимум силы, чтобы перенаправить нападение в пустоту. Таким образом, два практика, которые защищаются, используя, на первый взгляд, одинаковую технику, могут использовать абсолютно разные подходы.

 

Во-вторых, внешние методы используются, чтобы развить тело, внешнюю результативную силу, ловкость, тогда как внутренние методы концентрируются на внутреннем развитии таком, как обучения чувствительности, мягкости, координации движений тела с дыханием, умственным спокойствием и осознаностью. Так как тайцзицюань сосредотачивается на внутренних методах, его называют Внутренним Искусством.

Два ключевых аспекта, которые отличают Тайцзицюань от внешних искусств - это укоренение, когда мы развиваем нашу способность укореняться в земле, и прилипание посредством чего, как только мы соединяемся с противником, мы не отпускаем его.

 

Действительно ли требуется 20 лет, чтобы стать мастером?

Я недавно читал статью в журнале о боевых искусствах о выборе воинского искусства, в которой выражалось сомнение в том, что внутренние искусства (Багуа, Синъи и Тайцзицюань) не могут быть эффективны после короткого срока обучения. У меня сразу возникли вопросы: какова продолжительность у « короткого срока » и что подразумевается под эффективностью.

 

Из своего собственного опыта я могу заявить, что требуется, по крайней мере, год, чтобы понять основные принципы любого искусства, еще один год, чтобы усвоить эти принципы, и еще один, чтобы осознать их так, чтобы использование стало осознанным действием.

 

Конечно, это зависит и от студента, от того сколько времени он уделит на практику и изучение искусства, и от преподавателя, который может позволить посвященному студенту прогрессировать в его собственном темпе или настаивать, чтобы он занимался со всеми другими, кто прогрессирует намного более медленней.

 

Таким образом, возможно научиться эффективно применять боевые применения тайцзицюань после одного года обучения, но это потребовало бы ежедневной практики форм и вспомогательных упражнений плюс посещение по крайней мере двух тренировок в неделю, чтобы получить необходимые навыки парной практики.

 

Необходимо сказать, что некоторые навыки действительно потребуют продолжительного времени на освоение, и как в любом боевом искусстве опыт, изучение, понимание и развитие внутренней силы, улучшается через какое-то время. Таким образом, даже если представители различных уровней исполняют ту же самую технику, продвинутый практик сделает движение намного качественнее, точнее и с гораздо меньшим усилием.

Мастерство - стремление целой жизни, независимо от того, как хорошо вы исполняете технику всегда есть возможность для совершенствования.

 

Карл Бурггес, ученик Дана Докерти, руководитель школы Shadowhand Taijiquan

17.10.2007

Вернуться


«Движение есть щит от вражеских стрел»
Древневосточная мудрость