Истинно могучий побеждает самого себя

Боевой аспект Тайцзицюань. Пять стратегий ближнего боя

В тайцзицюань существует пять стратегий ближнего боя при непосредственном соприкосновении с противником, которые связаны между собой.

 Нянь

Иероглиф означает «прилипание» или «приверженность», таким образом, при контакте с противником руки должны быть как будто приклеенными к рукам противника, чтобы мы могли контролировать его и нанести удар, провести захват или бросок.  Применяя такие техники, которые могут включать нападения на жизненно важные точки, мы мешаем противнику предпринять что-либо против нас.

 Лянь

Слово «Лянь» озаначает «колесницы», которые движутся в одну линию, а в широком смысле «продолженный, непрерывный» или «имеющий отношение, связанный». Так и наши оборонительные и контратакующие  движения должны быть непрерывными и связанными.

 Мянь

Иероглиф «Мянь» буквально переводится как «хлопок» и, следовательно, несет в себе идею мягкости.  Этому часто уделяется слишком много внимания в ущерб другим тактикам. Дело не в том, что мягкость вообще хорошо. Мягкость должна присутствовать в нужное время в нужном месте; те, у кого есть такая мягкость, обладают лучшими способностями слушать, могут быстрее реагировать, и когда они неожиданно уклоняются от нападения (Хуа) и атакуют сами (Фа), противнику трудно прореагировать вовремя.

 Суй

 «Суй» значит «следовать» или «позволять». Часто его переводят как «уступать, поддаваться», но это не совсем правильно, так как имеет негативный оттенок, в то время как Суй несет в себе идею движения вперед, назад, влево, вправо в ответ на действия противника. Такое умение тренируется в толкании руками, особенно в движущемся шаге.

 У Дю Дин

«У» значит «не», «Дю» - «терять», «оставлять», а «Дин» значит «противостоять». Другими словами, мы не должны терять контакт с противником, тем самым позволяя ему предпринимать новое нападение, и мы не должны сопротивляться его силе грубой силой, напрасно расходуя энергию.

Все эти стратегии тренируются в техниках туйшоу, они становятся второй сущностью. В их основе лежит идея необходимости контролировать противника и поставить его в такую позицию, где он потеряет равновесие или легко подвергнется удару, броску, захвату или другому приему.

 

Источник: книга Дана Докерти «Все о тайцзицюань»

09.11.2008

Вернуться


«Под небом все лишь временно бывает»
Лао-цзы