Истинно могучий побеждает самого себя

Боевой аспект Тайцзицюань. Основополагающие принципы Тайцзицюань

Боевая стратегия Тайцзицюань вытекает из концепции даосизма Инь-Ян, как ее применяли военные стратеги, такие, как Сунь Цзы. А тактика - из использования принципов даосизма непосредственно в контактном поединке. Стратегии и тактики, описанные ниже, можно применять в различных сочетаниях, они могут быть использованы во всех боевых техниках Тайцзицюань, включая применения оружия.

 Основополагающие принципы тайцзицюань:

 «В покое выжидать движение»

Первый боевой принцип Тайцзицюань - использование неподвижности для победы над движением. Он находит отражение в следующем изречении:

 «Если противник не двигается, я не двигаюсь.
Если противник начинает движение,
я двигаюсь первым»

Таким образом, Инь используется в виде пассивности, Ян в виде движения, и в этом присутствует защита и нападение. Противнику позволяется начать атаку, ему сложно менять направление удара, и он становится уязвим для контратакующих действий.

 «За счет мягкости способствовать жесткости»
«Малым контролировать большее»

 В «Песне бойцов»1 говорится:

 «Позволяя противнику нападать на меня с большей силой,
я использую четыре таэля (унции),
чтобы сместить тысячу катти (фунтов)»
«Замани противника вперед в пустоту,
затем сразу нападай»

Классические тексты Тайцзицюань дают разнообразные объяснения этой тактики. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, защищающийся должен уклоняться и избегать нападения, а не препятствовать ему большой силой - это Инь (Что позволяет использовать меньше усилий). После такого уклонения немедленно следует контратака посредством удара, броска или захвата - это Ян. Нужно быть мягким (Инь) или жестким (Ян) в нужное время и в нужном месте.

 «Отступать для наступления»

 В «Тайцзицюань цзин»2 говорится:

 «Когда противник приближается,
расстояние кажется удивительно большим;
Когда он отступает,
расстояние кажется удивительно маленьким.
Перо нельзя добавить, муха не может сесть.
Никто не знает меня, я один знаю их.
Так становятся непобедимым героем»

Эта цитата показывает значение боевой готовности, бдительности и того, что называется «способностью слушать», которая тренируется в толкающих руках. Практикующие Тайцзицюань должны скорее следовать за силой противника, чем идти против нее, и должны атаковать противника, как только он начинает действовать определенным образом.

1 - классический трактат Тайцзицюань

2 - классический трактат Тайцзицюань

 

Источник: книга Дана Докерти «Все о тайцзицюань»

09.11.2008

Вернуться


«Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – на славу»

Гете