Истинно могучий побеждает самого себя

Странствующий рыцарь. Часть IV - o мече Цзянь

цзяньДавайте обратимся к оружию, владение которым считалось самым тонким мастерством в китайских боевых искусствах - Цзянь или мечу. Иероглиф, означающий Цзянь, звучит также и похож на иероглиф Цзянь, означающий исследовать (в смысле избежать возможной опасности). Дух меча – дракон, загадочный и многогранный, может сворачиваться и распрямляться, взмывать вверх и нырять вниз. Важно слиться с мечом в единое целое, тогда можно почувствовать дракона, а не только меч.

 

В китайской истории можно найти нескольких типов воинов с мечом: один из Восьми Бессмертных, Цзянь Сянь, Люй Дунбинь, Ли Бо¹, Сюй Цзинмин и другие, которые использовали свое искусство для сверхъестественных целей, например экзорцизма. Были еще Рыцари меча или паладины - Цзянь Ся, Не Чжень и другие. Они обладали такими качествами, до сих пор ценимыми в китайских боевых искусствах, как «И Ци» -  преданность и добродетель, а свои мечи использовали для наказания грешников, Ли Бо также относится к ним. Он однажды написал: «В 15 я полюбил меч». Путешествуя Ли Бо вел себя как паладин, карая людей своим мечом. И, наконец, были еще Гости Меча или Цзянь Кэ, такие как Хун Цюань, Не Иньлян, Гун Сун Далян (последние - две женщины). Конечно, существуют сказочные истории о способностях Бессмертных, паладины же пользовались мечами для выяснения личных отношений, а Гости Меча старались превратить искусство меча в игру. 

 

Богом Цзянь был Фей Ян, но я не смог найти ничего интересного об этом джентльмене. Мечи были мужские и женские, также как и Дао, и им часто приписывали сверхъестественные способности. Так считали, что некоторые мечи могут превращаться в драконов и известны случаи жертвоприношений  в честь особо почитаемых мечей. В буддизме меч – символ мудрости и внутреннего проникновения, им бог отрубает все ненужные сомнения, расчищая дорогу к истинному знанию. Даосы смотрели на меч как на символ победы над злом, им боги уничтожали привидений, как делал Чжун Куй, или носили с собой в путешествиях для защиты от демонов, как Люй Дунбинь.

 

воин с мечомВ древние времена жили знаменитые мастера, изготовляющие мечи, например Гань Цзян из царства У (300 год до н.э.), чьи стальные мечи считали сверхъестественными, потому что их острота и гибкость намного превосходили бронзовые мечи военных. Конечно, они были дороже и поэтому встречались реже. Хорошо известны мечи Колодец Дракона (происходят из провинции Хенань, сейчас изготавливаются по всему Китаю) и Семь Звезд. На сегодняшний день шаолинские мечи можно купить в Северном Монастыре Шаолинь, которые стоят неоправданно дорого, хотя они не лучше тех, что продают местные жители в городах.

 

Давайте рассмотрим теперь части, из которых состоит меч. Во-первых, это лезвие, заточенное с обеих сторон. Оно толще, шире и поэтому менее острое у рукояти, сужается к концу и по сторонам, а длина и острота зависят друг от друга, чем длиннее лезвие, тем оно острее. Это означает, что нижняя часть меча используется для защиты от оружия противника, а верхняя – для режущих и колющих ударов.

Рукоять и ножны могли быть простыми, из того же материала, что и меч, но часто их делали из дерева, украшали змеиной кожей, драгоценными или полудрагоценными камнями, например, нефритом. Были знаменитые мечи, на изготовление которых ушло не меньше 100 дней. В трактате «Об использовании 13 тактик» есть фраза: «Поднятие Цзинь – это как сталь, которую закаляли 100 раз». Таким же образом закаляли мечи, чтобы не осталось примесей и меч был более надежным.

 

Мечи отличались по своей длине, от коротких бронзовых мечей династии Чжоу (1100 – 221 год до н.э.) до очень длинных - до 7 футов длиной, как в Европе. У большинства мечей тайцзи к рукояти привязан кусок ткани. До сих пор идут споры о том, для чего ее использовали. Я думаю, что тканью цзяньпросто вытирали пот или кровь с рук или обвязывали руку, чтобы не выронить оружие во время удара. 

 

В форме с мечом тайцзи есть движение «Бог литературы поднимает винный бокал», а многие мечи украшены эмблемой Семи звезд Большой медведицы, также известной как Плуг, и обиталищем этого бога. Его часто изображают стоящего на рыбе, похожей на карпа из Желтой Реки, плывущего вверх по течению. Считали, что карпы, проходящие через Врата Дракона (Лун Мэн), превращались в драконов. Врата Дракона – имя одной из главных даоских школ, а в формах с мечом и саблей, которым я обучаю, есть много движений, связанных с рыбой и драконом.

 

В китайских боевых искусствах есть множество форм с мечом, только в «Энциклопедии китайских боевых искусств» есть 5 форм с горы Удан. В тайцзицюань есть множество форм с мечом. В стиле У есть форма с двумя мечами, но я думаю, это современное изобретение (в последние 50 лет), а в стиле Хао есть форма с коротким мечом. Форма с мечом, которую практикую я, очень похожа на форму из книги У Тунаня. У утверждает, что у этой формы есть еще одно название «Меч Неба и Земли» (Цянь Кунь Цзянь – что также можно перевести как Мужской и Женский Меч). В Книге Перемен Цзянь означает небо (высшее мужское начало или Ян), а Кунь – землю (высшее женское начало или Инь). Действительно, это отражает сущность формы с мечом тайцзи, соединение быстрого и медленного, жесткого и мягкого, расширения и сжатия, взмывания вверх и ныряния вниз.

В книге У представлены применения меча против копья. Хотя более вероятно применение против другого меча. Многие техники меча можно применить в обеих ситуациях,  как против меча, так и против копья.

  

¹ Известный поэт и пьяница династии Тан.

 

Дан Докерти –  наш учитель, глава школы Удан тайцзицюань, председатель Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун

 

Источник: Practical Tai Chi Chuan International web site

 

(перевод Виктория Талащенко)

23.12.2009

Вернуться


«Под небом все лишь временно бывает»
Лао-цзы