Истинно могучий побеждает самого себя

Странствующий рыцарь. Часть II - О сабле Дао

Дао часто переводят как сабля или широкий меч, но, в сущности, любое режущее оружие любой длины, заточенное с одной стороны, можно назвать Дао. Длина  Дао, наиболее часто используемого в китайских боевых искусствах,  зависит от роста практикующего, но если его держать за рукоять, конец должен доставать до земли.

Дао было оружием солдат, вооруженной охраны и бандитов, поскольку оно было дешевым, относительно легким в применении и универсальным, особенно в ближнем бою. Его приемы можно использовать и с палкой или свернутой газетой, и даже в бою без оружия.

Изобретение Дао приписывают легендарному императору Суи Ренши (считают, что он выплавил его из золота) или Желтому Императору (около 2698-2598 г. до н.э.), известному также как автор «Трактата о внутреннем».

Бог Дао – Цан Эр, его отождествляют с тигром, поэтому стойки в форме длинные и низкие, много движений с наклонами, прыжков, хлестких ударов. Форма Дао, которую практикую я, называется Сюань Сюань Дао. Сюань значит темный, таинственный или абсолютный. Сюань Сюань было даосским именем Чжан Саньфена, который считается основателем тайцзицюань. Знаменитый историк тайцзицюань У Тунань издал книгу с этой формой около 1930 года, хотя его версия и отличается от моей в некоторых деталях.

В тайцзицюань есть два основных вида Дао – более распространенная широкая сабля, расширяющаяся к концу и похожая на лист или рыбу, другая больше похожа на японскую катана, она удобнее для уколов, хотя ее сложнее поддерживать другой рукой. В обоих случаях к рукояти привязывают цветную ленту или кусок ткани. Есть разные мнения относительно назначения этой ленты, я думаю, ей просто вытирали пот или кровь с рук или обвязывали руку, чтобы не выронить оружие при сильном ударе.

Есть 8 основных способов использования Дао:
пи – рубить/разрубать под разным углом;
ци – колоть/пронзать;
тан – резко рубить снизу вверх до паха;
туо – толкать вверх, свободной рукой поддерживая тупую сторону сабли;
ти – поднять саблю вверх обычно острой стороной вверх;
ляо –  вращение, например, отклонить удар и рубить как одно непрерывное движение;
чен – присесть/опуститься вниз, саблей надавить на оружие или тело противника;
люй – пропустить, отвести в сторону атаку противника.

Это основные классические техники.  Кроме того, рукоять сабли можно использовать для ударов по жизненно важным точкам, тупой стороной можно наносить удары, если нет необходимости сильно поранить противника, плоской частью можно отвести оружие или руку противника. Есть предупредительные или защитные движения, как например  в «повернуться, скрывая саблю» - защита шеи и ног во время поворота.

Дао – оружие наиболее эффективное на ближней и средней дистанции, поскольку лезвие заточено с одной стороны, другую сторону можно поддерживать свободной рукой или можно заводить оружие за спину, замахиваясь для удара в разных направлениях. Также есть много техник Цинна (захватов и удержаний) и ударов ногами, хотя многие не используют свободную руку или ноги в атаках или при защите, слишком фиксируясь на руке с оружием.

Когда я проходил подготовку в школе Королевской полиции Гонконга, нас учили пользоваться длинными дубинками и щитами. Как и с Дао, удары можно было наносить с передней руки, с задней руки и щитом. Это грубо, но очень эффективно против толпы, хотя вряд ли сработает в поединке с опытным мастером. Также как и в Европе, обычный солдат или охранник не мог противостоять мастеру меча (странствующему рыцарю), который, хотя бы теоретически, отдал много лет обучению у опытных мастеров.

Насколько эффективным оружием был Дао? Широкая сабля не очень эффективна для уколов, так как ее форма не позволяет глубокого проникновения. Рукоять также не очень практична, ей неудобно задерживать оружие противника. Даже в рубящих ударах есть недостатки.

Работая инспектором в уголовном отделе Королевской полиции Гонконга, я видел пострадавших от ударов Дао или мясницкими ножами. Хотя многие из них получили удары в голову или спину, они могли более или менее нормально передвигаться. Наиболее уязвимыми для Дао все же остаются чувствительные места – лицо, суставы, кости.

Дан Докерти –  наш учитель, глава школы Удан тайцзицюань, председатель Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун

Источник: Practical Tai Chi Chuan International web site


(перевод Виктория Талащенко)

02.11.2009

Вернуться


«Благородный человек с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу»

Конфуций