Истинно могучий побеждает самого себя

Шуайцзяо, дипу, цинна

Если вы заявляете, что практикуете китайские боевые искусства, вы должны знать эти три термина: шуайцзяо, дипу и цинна. Все три навыка являются частью техник саньшоу, которые используются в тайцзицюань и других китайских боевых искусствах, это не отдельные самостоятельные навыки, их можно использовать для группирования и анализа техник. Это довольно сложно, поскольку такие техники тайцзи как «Поднять руки и сделать шаг» имеют несколько применений и могут сочетаться с другими техниками, что еще усложняет дело. Поэтому одну технику с разными применениями можно классифицировать по принадлежности к шуайцзяо, дипу и цинна.

 

В последние годы шуайцзяо стал популярным термином в результате проведения соревнований по шуайцзяо на Дальнем Востоке, а также в Европе и Северной Америке. Для практики шунеобязательна красивая форма, такие соревнования также представительны, как соревнования по дзюдо показательны для джиуджитцу, или соревнования по толкающим рукам для тайцзицюань. Также многие представляют цинна как техники блокирования суставов (захватов), однако термин гораздо шире, хотя и включает эти техники.

 

Иероглиф шуай означает руку, а фонетически он представляет сеть с рамкой, которую используют для ловли птиц, и веревку, за которую сдергивают силок. В более широком смысле шуай означает бросать на землю или стряхивать. Цзяо сейчас переводят как взаимно, так, обоюдное сбрасывание на землю и означает борьбу, или как кости ноги, что указывает на использование подножек в борьбе. Другое значение иероглифа цзяо – рог(-а). Другие термины, использующиеся в связи с борьбой, включают цзяоди, происходящие от времен Воюющих царств (464 – 221 д.н.э), и цзяоли. Здесь иероглиф цзяо означает рога, ди означает сопротивляться, а ли значит сила. Считается, что соперники изначально надевали шлемы с рогами и пытались столкнуть друг друга, хотя даже без такого шлема эта тактика может быть полезна.  Во время династии Тан цяньпу относилось к соревнованиям борцов. Цянь означает взаимно, а пу значит ударить/опираться на/падать. Такой же иероглиф пу используется в технике тайцзицюань пу мян чжан, дословно ударить ладонью по лицу, или пощечина.

 

Что касается дипу, то ди значит падать/спотыкаться, а пу все то же ударить/опираться на/падать. Это предполагает что-то большее, чем простую борьбу. В тайцзицюань дипу разделяется на 2 части. Во-первых, мы стараемся уйти и/или перенаправить атаку противника, а затем контратаковать, опрокидывая его на землю и стараясь нанести последующий удар или провести захват. Другой способ – это перенаправить- его, как в «Полете по диагонали», если нас захватили, мы можем нанести удар (пу), чтобы обезвредить противника и вынудить его ослабить захват, что позволит нам провести контрбросок (ди). В целом, дипу – это способ контратаки.

 

Цинна значит захват и удерживание. Обычно мы стараемся захватить и удержать суставы, поскольку это также нервные центры, в них можно бить или использовать как рычаги для выведения противника из равновесия, но такие захваты также можно проводить и на корпусе, волосах, гениталиях и одежде. Смысл захвата может состоять в контроле противника до использования точек давления, или просто в усмирении, подобно действиям полиции или охранников.

 

Кроме того, это метод тренировки. В тайцзицюань мы можем тренировать техники шуайцзяо, такие как «Белый журавль раскрывает крылья», различными способами. Важна практика кулачной формы, поскольку во многих случаях движения из кулачной формы или предполагают следующее движение, или применяются в случае отражения предшествующей техники. Однако практика с партнером гораздо важнее с использованием бросков противника, или в качестве арсенала техник для использования в свободной борьбе или в саньшоу. Некоторые техники дипу, такие как «Оттолкнуть обезьяну», или техники цинна, такие как «Одиночный хлыст», можно практиковать таким же способом. Многие техники дипу и большинство техник цинна также можно практиковать как часть техник толкающих рук, таких как четыре угла, четыре направления, чжоу лу и т.д. или как часть свободных толкающих рук.

 

Кроме того, это значит, что одно из старых названий тайцзицюань, тринадцать поз или тактик, не следует воспринимать упрощенно, как это происходит в большинстве стилей. Например, технику «Высокое поглаживание лошади» можно применять с элементами ань и ле, а «Одиночный захват ног» может содержать элементы пен и као вместе с шагом назад или вперед.

 

Основной причиной того, что большинство мастеров, китайских и западных, имеют консервативное и ограниченное представление о тринадцати тактиках, является то, что их знания о саньшоу также ограничены. Они похожи на лягушку на дне колодца в китайской пословице, которая думала, что кусочек неба, который она видела, и есть все небо. Техники и тактики должны быть многомерными, иначе практика будет подобна музейному экспонату, а не боевому искусству.

Дан Докерти – глава школы Удан тайцзицюань, председатель Европейской Федерации Тайцзицюань и Цигун

 

Источник: Practical Tai Chi Chuan International web site

 

(перевод Виктория Талащенко)

11.12.2012

Вернуться


«Под небом все лишь временно бывает»
Лао-цзы