Китайская алхимия
Китайцы, как и американцы, всегда были одержимы идеями достижения долголетия, которые они называли «долгая жизнь без старости». Как достичь этого? Было два пути: внутренняя и внешняя алхимия.
Вай Дань: внешняя алхимия
Джозеф Нидхэм переводит этот термин как «неорганическая лабораторная алхимия» в противоположность Ней Дань, который он называет «физиологическая алхимия». Он связывает первое понятие с изготовлением эликсиров на минеральной основе, а второе — с процессами внутри тела человека. Упрощенно эти два термина часто переводят как «внешняя алхимия» и «внутренняя алхимия». Понятие Дань в Ней/Вай Дань то же самое, что в Дань Тянь, «киноварное поле», точка, которую знают люди, серьезно занимающиеся боевыми искусствами. Она находится примерно на два дюйма ниже пупка. Древнее написание этого иероглифа представляет собой тигель алхимика, в котором находится киноварь. Киноварь — это сульфид ртути, который считался снадобьем номер один во всех трактатах по медицине, написанных Чэнь Нуном во времена восточной династии Хань (25-220).
Это вещество тысячелетиями привлекало китайских алхимиков. Они пытались нагревать его, чтобы разложить на диоксид серы и ртуть, затем они соединяли ртуть с серой, чтобы получить черную метакиноварь, которую, опять нагревая, можно было бы превратить в красную киноварь.
Так как же ее использовали? Ее принимали вовнутрь, чтобы получить энергию, в том числе сексуальную, а также в качестве средства, обеспечивающего долголетие. К сожалению, ртуть ядовита, и если принять ее много, то это поспособствует не долгой жизни, а скорой смерти.
Со времен династии Шан (ок. 1500 г. до н.э.) китайцы пытались найти эликсир жизни, принимая киноварь, женьшень и костный мозг приносимых в жертву людей. По настоянию китайских друзей я ел женьшень, желчный пузырь медведя, мясо собаки и змеи. Все это принимается для того, чтобы либо уникальные свойства эликсира, либо воздействие эликсира на химические процессы в организме привели к физическим, умственным и даже духовным улучшениям. Даже по сей день многие китайцы и европейцы пользуются всевозможными снадобьями. Я сам испытал это в 1976 году, когда выступал в команде Гонконга по кунфу на чемпионате по контактным боям стран Юго-Восточной Азии, который проходил в Сингапуре. Сифу Чью Тенин, один из моих друзей по тайцзицюань, держал в Сингапуре лавку, где продавал травы. Он снабжал нас, меня и моего старшего брата Чоу Кимтуна, женьшенем высокого качества, который мы должны были есть перед поединками, чтобы получить больше энергии Ян. После боя мы должны были есть папайю, чтобы уравновесить Ян энергией Инь. Один из официальных лиц в команде Гонконга предложил мне анаболические стероиды, но я отказался. Однако некоторые участники команды пользовались опиумом, чтобы успокоить нервы перед боем. Я получил сильный удар в первом бое от мощного малайца. Кровоизлияние было таким сильным, что врач настоял, чтобы мне сделали прививку от столбняка. Хорошо известный костоправ сифу Тань Чикун дал мне травяную примочку для моей левой ступни, которая распухла почти вдвое в результате ударов. Я еще принял желчный пузырь медведя от внутренних кровоизлияний. Кроме того, дядя Чью массировал мои травмы, втирая белое цветочное масло. Все эти способы можно назвать «Вай Дань».
Ней Дань: внутренняя алхимия
Это противоречивый и плохо изученный предмет, но он нам важен, поскольку отражает древнюю идею даосизма о достижении долголетия без старческой немощности. Внутренняя алхимия управляется тремя силами: Ци, Цзин, Шэнь, а иероглифы, применяемые для этих терминов, наполнены алхимическим значением. Все они упоминаются в классических текстах тайцзицюань, и мы уже видели эффект от выполнения физических упражнений вообще и упражнений тайцзицюань в частности. Таким образом, мы можем сказать, что тайцзицюань является одним из видов внутренней алхимии.
Иероглиф Ци изображает рис, который варится и над которым поднимается пар. Этот иероглиф может означать дыхание, воздух, циркуляцию, выносливость, характер и много чего еще. В контексте внутренней алхимии лучший перевод, возможно, — «жизненная сила».
Иероглиф Цзин изображает прорастающий рис или зерно и киноварь. В нашем контексте «сексуальная энергия» или «жизненная сущность» будут наилучшим эквивалентом.
Иероглиф Шень передает идею расширения и получения воли неба или богов, которая проявляется в положении солнца, луны и звезд на небе. В широком смысле этот термин имеет значение «духовная сущность».
Китайцы рассматривали эти три силы во взаимодействии. Если респираторные функции и кровообращение осуществляются неправильно из-за болезни, стресса, плохой осанки или по какой-либо другой причине, тогда и сексуальные, умственные и духовные функции также нарушаются. И наоборот, если умственное или духовное состояние нарушается из-за эмоциональной травмы, употребления наркотиков или чего-либо подобного, тогда кровеносная, дыхательная и сексуальная системы также выходят из строя.
Существуют сотни методов и вариантов тренировки дыхания и кровообращения. Некоторые из них правильные, некоторые нет, некоторые полезны, а некоторые чрезвычайно опасны. Чем больше у вас Ци, тем больше потенциального Цзин, а чем больше Цзин, тем потенциально больше Шень или духовной сущности.
Тайцзицюань и внутренняя алхимия
Мозг необходимо снабжать кровью (которая содержит Ци); гипофиз содержит гормоны, которые контролируют образование спермы у мужчин или яйцеклеток у женщин; спинной мозг, который является продолжением головного мозга, контролирует вегетативную нервную систему, которая регулирует сексуальные функции (выделение Цзин) и выработку гормонов (адреналина и др.) и имеет решающее значение для регулирования внутренней алхимии. Итак, как же сделать максимальным снабжение Ци, Цзин, Шень? Существуют способы внешней алхимии — принимать препараты и особую пищу, об этом уже говорилось, и есть также способы внутренней алхимии, которые возникли из религиозной и философской практики даосизма.
Где получить наилучшее Ци? Знаменитые мужи отправлялись в священные горы, в уединенные места, подобные пристанищу последователей даосизма на горе Удан, чтобы медитировать — часто в пещерах или шалашах на деревьях, тренироваться и обучаться посреди природы. Не случайно, что имена Бодхидхарма и Чжан Саньфэна связаны с дзен-буддийским храмом в Шаолине на горе Сун и даосскими храмами на горе Удан и в Баои. Рассвет — это лучшее время для получения космического Ци, когда растения выделяют кислород, а воздух чист и прозрачен. Даже в наши дни можно ранним утром встретить в парках китайцев, которые обнимают деревья или выполняют под ними упражнения для привлечения космического Ци.
Китайские боевые искусства имеют тысячелетнюю историю, как и китайские понятия Инь и Ян, мягкие упражнения и массаж применяются в качестве оздоровительных средств уже более двух тысяч лет. На протяжении столетий эти отдельные элементы синтезировались в сложное со многими нюансами боевое искусство, в котором также присутствуют терапевтические, медитативные, философские элементы. Это боевое искусство, которое было распространено сначала среди интеллектуальной элиты, а потом среди народных масс, назвали тайцзицюань.
В классических текстах Тай Чи Чуань также говорится об этих трех силах, например, «Песнь тринадцати тактик» гласит:
Внутри, если живот расслаблен и
спокоен, Ци поднимается,
Когда копчик выпрямлен, Шень
соединяется с макушкой.
Все тело кажется легким и подвижным.
Когда макушка поддерживается.
Если мы хотим достичь всего, что здесь перечислено, необходимо, чтобы наши движения были расслабленными и естественными, а спина прямой. Западная медицина в целом соглашается с этими идеями.
Отрывок из книги Дана Докерти «Всё о Тайцзицюань» |